Что должно быть в уголке потребителя в аптеке
Уголок потребителя в аптеке — это место, где посетители могут ознакомиться с информацией о правах потребителей, лицензиях аптеки и контактами государственных органов, контролирующих деятельность. Организация такого уголка не просто формальность, а соблюдение требований законодательства, которое помогает избежать штрафов и претензий со стороны Роспотребнадзора, а также повышает доверие клиентов. Основные требования регулируются: Федеральным законом № 2300-1, Приказом Минздрава РФ № 259н.
Базовый перечень документов
- Выписка из реестра лицензий на осуществление фармацевтической деятельности (как минимум, на розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения). Уголок должен содержать выписку или копию в отношении действующей лицензии. Лицензия должна быть доступна для ознакомления в полном объёме, без скрытых страниц.
- Выписка из реестра лицензий на осуществление продажи наркотических или психотропных лекарственных препаратов, если аптека занимается их продажей.
- Выписка из реестра лицензий, позволяющая вести деятельность по продаже лекарственных средств дистанционным способом, если такой способ отпуска применяется в организации.
- Свидетельство о постановке на государственный учет. Если аптека работает как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, необходимо разместить копию ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
- Информация о запрете на возврат лекарственных средств, к качеству которых нет претензий.
- Распечатанный закон о защите прав потребителей.
- Контактная информация контролирующих органов.
- Сведения о режиме работы аптеки.
Внимание! С 1 сентября 2025 г. в связи с новыми Правилами аптечной практики, Книга жалоб и предложений стала опциональной. Таким образом, владелец аптеки может выбирать, будет ли он размещать в “уголке потребителя” книгу жалоб и предложений (лично я рекомендую её всё же разместить — в конце концов лучше получить от разгневанного покупателя замечание в Книгу отзывов, чем жалобу в Росздравнадзор или в прокуратуру). Если принято решение вести Книгу, то она должна быть доступна всем посетителям, пронумерована и прошнурована.
Практические советы юриста
- Размещайте материалы на видном месте. Уголок должен находиться в зоне свободного доступа, а не за прилавком или в кабинете персонала.
- Регулярно обновляйте документы. Срок действия лицензий и свидетельств проверяется инспекторами. Старые или недействительные документы — повод для штрафа.
- Расположите книгу жалоб и предложений в свободном доступе для потребителя.
Ответственность за нарушение требований
Нарушение правил организации уголка потребителя может привести к:
- к штрафу для юридических лиц от 30 000 руб. до 40 000 руб. за отсутствие информации о продавце (ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ);
- к штрафу для юридических лиц от 5 000 руб. до 10 000 руб. за нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации (ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ);
- снижению доверия со стороны клиентов и репутационным рискам;
- инициации внеплановой проверки.
Уголок потребителя в аптеке — это не просто формальность, а элемент правовой безопасности бизнеса. Его правильная организация снижает риск проверок, укрепляет репутацию и защищает интересы как клиентов, так и владельца аптеки.