Любопытный проект изменений в Правила реализации программы Земский доктор представил Минздрав. Речь в нём идет о праве медработника, уже получившего компенсационную выплату, сменить место работы.
Из своего опыта общения с медицинскими работниками могу подтвердить, что очень многие врачи и фельдшеры, которых не смущали ни перспектива работать в провинции, ни сложные географические условия, всё же не решались участвовать в программе «Земский доктор» из-за опасения не сработаться с начальством или коллегами.
Потенциальный участник «Земского доктора» имеет возможность заранее узнать о расположении и климате своего возможного места работы, о ценах на недвижимость и условиях проживания, осмотреть рабочее место и обсудить зарплату. Но вот человеческий фактор просчитать не так уж и просто: непонятно, как именно сложатся отношения с коллективом (адекватные на первый взгляд люди могут оказаться грубиянами или доносчиками), непросто предсказать контингент пациентов, наконец может смениться главврач, с которым ты договаривался об устройстве на работу, а как известно, «новая метла по-новому метет».
Во всех случаях, если медицинский работник не смог «сработаться» и решил уйти, ему приходиться отдавать деньги, полученные по программе «Земский доктор». А они, нередко, уже истрачены. Многие из медицинских работников, опасаясь такого варианта развития событий, предпочитают не рисковать и не гнаться за подъемными, предпочитая те места работы, с которых можно уйти в любое время.
Я не согласен с теми, кто называет программу «Земский доктор» «кабалой на 5 лет», но всё же следует признать, что за запрещать медработнику менять трудовой коллектив в течение 5 лет не совсем правильно. Возможно, врач и останется (под угрозой взыскания неотработанной части подъемных), но будет испытывать психологический дискомфорт и стресс. Это приведет к быстрому профессиональному выгоранию. Пользы пациентам от такого «насильно» удерживаемого медицинского работника будет немного.
Предложенные Минздравом изменения предоставляют врачам, получившим компенсацию по программе «Земский доктор», право один раз поменять место работы, перейдя в другое медучреждение. Деньги в таком случае возвращать не нужно. Однако при смене работы придется соблюдать следующие ограничения:
1) Смена работы возможна только на аналогичную должность (уйти с должности врача-терапевта на должность заведующего отделением или главврача не получится).
2) Смена работы возможна только путем перехода в медорганизацию в том же субъекте РФ, где медработник работал изначально (то есть, переехать из Магаданской области в Московскую область не выйдет).
3) Можно переехать только в населенный пункт, где проживает не более 50 тыс. человек.
4) Размер компенсации по новому месту работы должен быть равен размеру компенсации по старому месту работы (например, на юге Красноярского края компенсация составляет 1 млн., а на севере – 1, 5 млн., соответственно переезд на территорию с юга на север или с севера на юг невозможен).
5) Должность медицинского работника по новому месту работы должна быть включена в программный реестр должностей.
6) Медицинский работник обязан заключить Допсоглашение к Договору, предусматривающее продолжение исполнения обязательств по новому месту работы.
При соблюдении всех условий, перечисленных выше, медицинский работник сможет поменять место работы без необходимости возвращать полученную компенсацию.
Изменения, предлагаемые Минздравом, не ограничиваются вопросами смены места работы. Также планируется введение повышенных компенсационных выплат врачам и фельдшерам, переехавшим работать в села и малые города новых территорий России. Выплаты медработникам, переехавшим по программам «Земский доктор» и «Земский фельдшер» в ЛНР, ДНР, Запорожскую и Херсонскую области, согласно проекту Постановления, должны увеличиться вдвое: с 1 млн. до 2 млн. р. для врачей и с 0, 5 млн до 1 млн. р. для среднего медперсонала.
Таким образом, по размеру выплат, согласно программам, «Земский доктор» и «Земский фельдшер», ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области приравниваются к территориям Крайнего севера, Арктики и Дальнего востока. Подобное решение видится мне правильным и справедливым. Конечно, климат на новых территориях России, лежащих примерно на широте солнечной Ростовской области, благоприятнее чем на Крайнем севере. Однако работать там сложнее и опаснее. Не следует забывать о разрушенной инфраструктуре, о нехватке снабжения, об обстрелах и терактах. За последние 10 лет накопилось множество свидетельств того, что украинские вооруженные силы ведут умышленные и прицельные обстрелы медучреждений, охотятся с помощью беспилотников за машинами скорой помощи и т.д. (что вообще-то является нарушением статьей 3, 18, 20 Четвертой Женевской конвенции, но так называемое «западное международное сообщество» упрямо не хочет замечать несоблюдение правил ведения войны со стороны Украины… впрочем это уже другой разговор).
При таких обстоятельствах врачи и другие медицинские работники, сделавшие выбор в пользу работы на территориях Донбасса и Новороссии, практически каждый день рискуют своей жизнью ради своих пациентов. И повышенный размер компенсаций за работу в малых населенных пунктах новых территорий РФ абсолютно оправдан.
Заканчивая анализ проекта Постановления, можно констатировать, что Минздрав серьезно воспринял информацию о нехватке медицинского персонала в регионах и намерен преодолеть кадровый дефицита. Мы видим повышенное внимание к проектам «Земский доктор» и «Земский фельдшер», смягчение условий выполнения обязательств по ним (разрешение менять место работы в пределах региона), расширение оснований для повышенной компенсации (повышенная компенсация для территорий Донбасса и Новороссии). Это внушает осторожную надежду на то, что в Министерстве осознали: построение эффективной системы здравоохранения невозможно без создания нормальных финансовых условий для медработников из небольших населенных пунктов. Впрочем, обращаю внимание, что речь идет о проекте. Изменения, которые рассматривались в сегодняшней заметке, лишь предложены Минздравом и пока не приняты Правительством.
Лично я полностью поддерживаю Минздрав в отношении этих изменений и надеюсь на то, что принятие проекта не будет затягиваться надолго. Ведь программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер» направлены на привлечение медработников именно туда, где жители больше всего чувствуют нехватку квалифицированных медицинских специалистов. Чем быстрее будет принят проект изменений, тем быстрее пациенты из небольших населенных пунктов почувствуют улучшение качества медицинской помощи.
Автор статьи – Орленко Василий Васильевич, кандидат юридических наук, доцент
Статья написана 17.05.2024