Можно ли использовать отзывы пациентов в рекламе медицинской клиники?
Несмотря на то, что положительные отзывы могут эффективно работать на имидж медицинского учреждения, законодательство Российской Федерации устанавливает строгие ограничения на рекламу медицинских услуг, включая запрет на использование определенных форм коммуникации с потребителем.
Основным нормативным актом, регулирующим рекламу в России, является Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». В соответствии с ч. 1 ст. 24 указанного закона не допускается использование рекламы, которая содержит благодарность физических лиц в связи с полученной медицинской услугой, ссылки на конкретные примеры выздоровления, гарантии положительного эффекта.
Это означает, что использование отзывов пациентов, даже если они составлены по собственной инициативе, в рекламе медицинских клиник недопустимо, если:
- отзыв содержит выражение благодарности врачу или клинике;
- упоминаются конкретные случаи излечения, история болезни, результаты лечения;
- создается впечатление гарантированного эффекта или превосходства над другими клиниками.
Таким образом, в подавляющем большинстве случаев отзывы пациентов нельзя использовать в рекламных целях, так как это будет нарушением.
Если публикация отзыва размещается в контексте, который может быть расценен как направленный на продвижение медицинских услуг (например, на главной странице сайта медицинской клиники, в рекламных постах в соцсетях, в контекстной рекламе, на билбордах и пр.), — она будет считаться рекламой и подпадет под вышеуказанный запрет.
Однако если отзыв размещён, к примеру, на сторонней площадке (например, «Яндекс.Карты», 2ГИС, продокторов ру, напоправку ру и т.д.) без участия самой клиники — это не будет нарушением, так как не является рекламой, распространяемой самой организацией.