129110 Москва, ул. Гиляровского, д. 68, стр.1, к.15

+7 495 142 15 75

Пн-Пт с 10:00 до 19:00

Как утилизировать лекарства в лечебных учреждениях?

В медицинских организациях подлежат утилизации:

  • Просроченные препараты (с истекшим сроком годности);
  • Недоброкачественные и фальсифицированные ЛС;
  • Поврежденные в процессе хранения (разгерметизация, нарушение условий хранения);
  • Лекарственные отходы, образующиеся при оказании медицинской помощи (например, остатки в ампулах, шприцах, флаконах).
    Согласно СанПиН 2.1.3684-21, большинство лекарственных отходов относятся к отходам класса Г. Это отходы, содержащие токсичные вещества, антибиотики, психотропные и наркотические средства, гормоны и т.п.

Этапы правильной утилизации лекарств в лечебном учреждении

  1. Выявление и изъятие препаратов, подлежащих утилизации: на основании актов внутреннего контроля или фармпроверок.  
  2. Оформление акта на списание: комиссия по учету и списанию ЛС составляет акт с указанием наименований, серий, количества и причин выбытия. 
  3. Маркировка и временное хранение: упаковка в тару с маркировкой «Отходы класса Г». Хранение в отдельном помещение с ограниченным доступом. 
  4. Передача лицензированной организации: допускается сдача ЛС только юридическому лицу с лицензией на обезвреживание и утилизацию отходов класса Г. Для этого заключается договор, передача оформляется актом. 
  5. Хранение документов об утилизации не менее 5 лет. Эти документы могут затребовать при проверках Роспотребнадзора, Росздравнадзора, прокуратуры.

Что запрещено делать:

  • самостоятельно сжигать или утилизировать ЛС без лицензии;
  • смешивать лекарственные отходы с обычным мусором; 
  • передавать препараты организациям без лицензии на работу с отходами класса Г;
  • утилизировать ЛС без оформления документов (актов, журналов);
  • сдавать препараты, содержащие наркотические вещества коммерческим службам по утилизации отходов  (уничтожение наркотических средств и психотропных веществ разрешено только  государственным унитарными предприятиями и государственным учреждениями). 

Утилизация просроченных и непригодных лекарственных средств в лечебном учреждении — это не просто формальность, а строго регламентированный процесс. Нарушения в этом вопросе — частая причина штрафов и внеплановых проверок. Чтобы избежать рисков, важно выстроить систему утилизации с опорой на нормативные акты и актуальные санитарные правила. Если вам необходимо подготовить пошаговую инструкцию, регламенты, акты и договоры для утилизации, стоит обратиться к юристу в области медицинского и санитарного права.

Орленко Василий Васильевич

Дата публикации 29.07.2025

Записаться на консультацию
Нужна помощь юриста?

Заполните заявку ниже и мы свяжемся с вами в ближайшее время
Заявка успешно отправлена

Похожие записи