Содержание

Если ребенку в школе стало плохо, а школьной медсестры нет, обязан ли учитель оказать ему первую помощь до прихода врача? А что насчет ведущего семинара или тренинга в рамках ДПО (дополнительного профессионального образования)? Ведь критическое состояние может внезапно наступить и у взрослого. Подобные вопросы мне задавали не один раз. До недавнего времени я отвечал, что могут, но не обязаны, и только в том случае, если прошли соответствующие курсы.
Изменения в ФЗ «Об образовании» относительно первой помощи
Однако в июне 2023 года произошли изменения в Федеральном законе №256 от 13.06.2023 г. в ФЗ «Об образовании» были внесены изменения, касающиеся оказания медицинской помощи в образовательных организациях. Указанный закон был дополнен следующим положением:
«Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает организацию оказания первой помощи обучающимся в период их пребывания в этой организации. Первую помощь вправе оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья педагогические работники и иные лица при наличии соответствующих подготовки и (или) навыков»
Итак, во-первых, следует обратить внимание, что норма закона распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность: и на школы, и на ВУЗы, и даже на курсы повышения квалификации.
Во-вторых, следует обратить внимание на императивный характер нормы – образовательным организациям предписано в любом случае обеспечить оказание первой помощи обучающимся, без возможности освобождения от этой обязанности. Кстати, в законе не расшифровано, что именно понимается под термином «обеспечивать». Подозреваю, что под обеспечением возможности первой помощи имеется в виду, как минимум, наличие аптечки. Поэтому я, как медицинский юрист, настоятельно советую всем образовательным организациям (включая те, которые занимаются дополнительным профессиональным образованием – переподготовкой или повышением квалификации) иметь аптечку первой помощи. Если образовательная организация расположена в нескольких отдельных зданиях, то аптечка должна быть в каждом из них. Рекомендую отнестись к данным новациям ФЗ «Об образовании» со всей возможной серьезностью. С учетом того, что обязанность обеспечивать «организацию оказания первой помощи обучающимся» закреплена на федеральном уровне, отсутствие аптечек при желании может быть истолковано как «отсутствие материально-технического обеспечения, необходимого для безопасной образовательной деятельности» со всеми возможными негативными последствиями – вплоть до приостановки действия лицензия и даже привлечение к уголовной ответственности за «оказание небезопасных образовательных услуг» по ч.1 ст. 238 УК РФ.
Отдельный вопрос – что должно входить в такую аптечку? К сожалению, закон не спешит нам на помощь и не расшифровывает, какие лекарственные препараты и медицинские изделия должны входить в состав подобной аптечки. Возможно, со временем выйдет отдельный правовой акт, устанавливающий требования к аптечке для оказания первой помощи обучающимся в образовательных организациях. Ну а пока, я бы рекомендовал ориентироваться на Требования к комплектации аптечки для оказания первой помощи работникам, утвержденные Приказом Минздрава России от 15 декабря 2020 г. № 1331н.
Можно ли привлечь учителя к ответственности за неоказание первой помощи ребёнку?
А теперь вернёмся к вопросу, с которого началась наша статья – должны ли учителя и преподаватели оказывать первую помощь? Как ни странно, но даже сейчас после последних изменений – всё равно не должны. Обеспечивать оказание первой помощи обязываются образовательные организации в качестве юридических лиц. А вот педагогические и иные работники этих организаций – вправе оказывать первую помощь. То есть, это их право, а не обязанность. Такая формулировка лишь освобождает лиц, оказывающих первую помощь, от ответственности, если их попытаются обвинить в том, что они превысили свои полномочия. А такие случаи также бывают. Например, при проведении сердечно-легочной реанимации очень легко сломать ребра – от подобного осложнения не застрахованы даже реаниматологи. Если к тому же оказалось, что пытавшийся оказывать первую помощь, не имел права её делать, последствия со стороны закона могли быть более чем печальные (обвинение в нанесении телесных повреждений – в зависимости от количества сломанных во время реанимации ребер, вплоть до тяжких). Поэтому очень многие владеющие навыками первой помощью, обоснованно боялись её оказывать. Внесенные изменения избавляют работников образовательных организаций от риска быть привлеченным к ответственности за свою сердобольность (за оказанную первую помощь), но не обязывают их оказывать её.
Таким образом, несмотря на изменения в законодательстве, работник образовательной организации не может быть привлечен к ответственности, если не оказал первую помощь обучающемуся. Хотя, отмечу, что лично я считаю, что, учитывая нравственно-этический фактор, педагогический работник должен оказать помощь учащемуся, которому стало плохо. Но это уже область морали, а не законов. С другой стороны, если педагогический работник видя, что учащемуся плохо, не только не оказал сам первую помощь, но и не вызвал скорую помощь, он может быть привлечен к уголовной ответственности по статье «Оставление в опасности» (ст. 125 УК РФ).
Что имеет право делать учитель, оказывая первую помощь
Наконец, следует отметить, что несмотря на то, что работникам образовательных организаций разрешили оказывать первую помощь, не стоит ждать от них сверхъестественного. Всё же они не врачи, а перечень возможного в рамках первой помощи достаточно узок. Так, в него входят искусственное дыхание, непрямой массаж сердца, наложение жгута или давящей повязки, проведение иммобилизации, промывания желудка (с помощь воды, а не зонда!), промывание ран и ожогов, придание пострадавшему необходимого положения тела… и в общем-то, практически всё.
Первая помощь не предусматривает никаких «срочных» инъекций, никаких лекарственных препаратов. Это уже сфера экстренной медицинской помощи, которая может оказываться только медицинскими работниками. Например, таблетка нитроглицерина «под язык», которую так любят давать желающие помочь граждане при болях в сердце – это уже превышение пределов первой помощи. Кстати, поступать так не нужно, так как, если у больного не просто приступ стенокардии, а инфаркт миокарда – нитроглицерин абсолютно противопоказан и может привести к смерти. А потом судебно-медицинская экспертиза установит причинно-следственную связь между принятой таблеткой и смертью, а у следователя возникнет вопрос: кто именно дал эту таблетку? Казенным языком это будет звучать так: «не будучи медицинским работником и не имея полномочий начал оказывать экстренную медицинскую помощь, повлекшую смерть потерпевшего».
Поэтому с учетом новых изменений в Федеральный закон «Об образовании» я бы посоветовал всем работникам образовательных организаций внимательно изучить Перечень состояний, при которых оказывается первая медицинская помощь и Перечень мероприятий по оказанию первой медицинской помощи, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития от 4 мая 2012 г. № 477н. Чтобы точно знать, что вы можете делать для спасения пострадавшего, а что может делать только прибывший на место медицинский работник. Это поможет вам избежать обвинений в превышении полномочий, в оказании медицинской помощи вместо первой и в нанесении вреда.
Автор статьи – Орленко Василий Васильевич, кандидат юридических наук, доцент
Статья написана 01.09.2023