Можно ли рекламировать лекарственные препараты в социальных сетях?
Реклама лекарственных препаратов — это один из самых строго регулируемых видов рекламы в Российской Федерации. Если давать краткий ответ на вопрос, то да, но только при соблюдении ряда строгих требований.
Социальные сети, как и любые интернет-платформы, подпадают под действие Закона о рекламе. Независимо от того, где размещается реклама — на телевидении, на уличном щите или в Telegram, ВКонтакте и других платформах — требования остаются едиными (хотя для определенных видов рекламы, например рекламы в Интернете или наружной рекламы устанавливаются дополнительные требования).
Закон разрешает рекламировать в открытом доступе только безрецептурные лекарственные препараты. При этом такая реклама должна соответствовать ряду условий:
- указывать, что средство имеет противопоказания и необходимо проконсультироваться со специалистом;
- не создавать впечатление, что препарат полностью безопасен или превосходит другие лекарства;
- не ссылаться на конкретные случаи излечения;
- не формировать страх заболеть без использования препарата;
- не демонстрировать процессы применения или эффект от препарата на теле человека;
- не адресовать свою рекламу детям.
Если вы продвигаете такие препараты в социальных сетях (например, размещаете посты, видеообзоры и т.п.), необходимо убедиться, что:
- контент соответствует всем перечисленным требованиям;
- в рекламе отсутствует информация, создающая ложное представление о препарате;
- имеется полная информация о противопоказаниях;
- имеется указание на необходимость консультации с врачом, которое приведено в чёткой и читаемой форме (например, не в подписях мелким шрифтом или в комментариях, а непосредственно в визуальной части публикации).
Реклама рецептурных препаратов — строго запрещена. В соответствии с ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе, реклама рецептурных препаратов для широкой публики запрещена. Исключение делается только для специалистов — врачей, провизоров, медицинских организаций — и исключительно в специализированных медицинских и фармацевтических изданиях. Рекламировать такие препараты через соцсети, даже если аккаунт посвящён медицине или ведётся врачом, — нельзя.
Также помните, что с 1 сентября 2025 года вступает в силу Закон № 72-ФЗ от 7 апреля 2025 г., согласно которому запрещается реклама любого содержания на заблокированных ресурсах (в том числе в заблокированных на территории РФ социальных сетях). За нарушение указанного запрета возможны штрафы до 500 000 р.
Особое внимание стоит уделить работе с блогерами и лидерами мнений — даже если пост публикуется от их имени, ответственность несёт также и заказчик рекламы. Если вы планируете продвигать лекарственные препараты в социальных сетях, крайне важно разработать рекламные материалы совместно с юристом, который поможет прописать корректные формулировки с указанием противопоказаний.