Содержание

Мы продолжаем обзор изменений, связанных с введением совместного (медицинскими организациями и полицией) надзора за психиатрическими пациентами. Сегодня мы обсудим особенности предоставления полиции медицинской информации о пациенте и проанализируем некоторые терминологические неточности закона, способные привести к злоупотреблениям в будущем.
Дополнительные основания для разглашения врачебной тайны
Конечно же взаимодействие медицинских учреждений и полиции невозможно без постоянного обмена информацией, касающейся психиатрического пациента. А это означает необходимость разглашения сотрудникам полиции врачебной тайны. Соответствующие изменения были внесены в Закон «Об основах охраны здоровья граждан РФ».
Теперь врачебная тайна может быть разглашена по запросу органов внутренних дел:
- в связи с участием в наблюдении за лицами больными алкоголизмом и (или) наркоманией и представляющими опасность для окружающих;
- в связи с участием в наблюдении за лицами с тяжелыми хроническими психическими расстройствами со склонностью к совершению общественно опасных действий;
- в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, совершенных лицами с тяжелыми хроническими психическими расстройствами со склонностью к совершению общественно опасных действий;
- по запросу органов внутренних дел в связи с осуществлением административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Также врачебная тайна может быть разглашена в целях информирования полиции:
- о лице, страдающем психическим расстройством, в отношении которого судом назначены принудительные меры медицинского характера;
- в отношении которого установлено диспансерное психиатрическое наблюдение в связи со склонностью такого лица к совершению общественно опасных действий.
Обращаю внимание, что в последних двух случаях для разглашения врачебной тайны не требуется запрос органа внутренних дел – медицинская организация обязана проинформировать полицию в инициативном порядке.
Недостатки принятого закона
Несмотря на то, что в целом, принятие закона можно оценить позитивно, он не лишен некоторых недостатков:
1. В изменениях, внесенных в ФЗ «О полиции» указано, что полиция совместно с медицинской организацией наблюдает за лицами с тяжелыми хроническими психическими расстройствами со склонностью к совершению общественно опасных действий, а также за больными алкоголизмом и (или) наркоманией, представляющими опасность для окружающих.
Вместе тем, в изменениях в закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» установлено, что медорганизации вместе с полицией наблюдают лишь за психиатрическими больными, состоящими на диспансерном учете и склонными к совершению опасных действий. Любые упоминания о больных наркоманией или алкоголизмом отсутствуют.
Так стоит ли нам ожидать совместный надзор полиции и врачей за наркоманами и алкоголиками с опасным поведением? Очевидно, что окончательный ответ мы узнаем лишь после разработки и принятия совместного приказа Минздрава и МВД о порядке наблюдения за психиатрическими больными, представляющими опасность для окружающих.
2. Изменения предполагают разглашение врачебной тайны в случае рассмотрения органами внутренних дел заявлений и сообщений о неких «происшествиях, совершённых лицами с тяжелыми хроническими психическими расстройствами со склонностью к совершению общественно опасных действий». Следует отметить, что точное определение термина «происшествие» в законодательстве отсутствует. Мы можем однозначно утверждать, что под термином «происшествия» не подразумеваются преступления или административные проступки, так как о них принятый ФЗ № 195 говорит отдельно. Возможно, имелись в виду транспортные происшествия (дорожно-транспортные происшествия, авиационные происшествия и т.д.) не имеющие состава преступления или правонарушения? Может быть, но всё же тогда это следовало бы конкретизировать в тексте закона.
3. Изменения предполагают разглашение врачебной тайны по запросу полиции «в связи с осуществлением административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Подчеркну, что согласно формулировкам закона, это основание разглашения врачебной тайны распространяется на всех лиц, освобожденных из мест лишения свободы с установленным административным надзором – в том числе здоровых психически и физически. Такие меры кажутся мне чрезмерными.
Если у освободившегося из мест лишения свободы диагностировано психическое заболевание – тогда, конечно, разглашение врачебной тайны оправдано, ведь болезненное психическое состояние может толкать таких людей на новые преступления.
Но если освободившийся из мест лишения свободы никогда не страдал психическими заболеваниями – то, как именно доступ к его врачебной тайне поможет осуществлять административный надзор и предотвращать рецидив преступления? В этом случае можно говорить о нарушении прав пациента, цели которого непонятны, а общественная польза сомнительна.
Кроме того, ограничение прав лица, состоящего под административным надзором, возможно только в соответствии с ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (п.1, 2 ст. 1 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»). Однако в упомянутом законе отсутствуют нормы об ограничении освобожденного в праве на защиту врачебной тайны, какие-либо изменения в закон не вносились.
Выводы
Как я отмечал выше, несмотря на ряд недостатков (которые можно исправить с помощью внесения дополнительных изменений в законодательство) принятие закона, устанавливающего совместное медико-полицейское наблюдение за опасными психиатрическими пациентами, можно считать положительным явлением.
Осторожный оптимизм внушает то, что основные функции по надзору за психиатрическими больными будут у полиции. Врачи же, исходя из текста Федерального закона, будут помогать полиции с помощью предоставления медицинской информации о пациенте. Однако главные полномочия по наблюдению за действиями такого человека должны оставаться у полиции (если, конечно, врачам не добавят новых обязанностей в подзаконном акте – «Порядке наблюдения за психиатрическими больными, представляющими опасность для окружающих», который пока что не принят).
В прошлые годы после совершения преступлений психиатрическими больными некоторые следователи пытались сделать «козлами отпущения» врачей-психиатров, проводивших диспансерное наблюдение. Это совершенно несправедливо, так как врач-психиатр фиксирует состояние пациента лишь в момент осмотра и не может вести постоянное наблюдение за ним по месту жительства. Даже если бы у врача нашлось на это время, ему не хватило бы соответствующих полномочий – например, пациент может заявить о праве на неприкосновенность частной жизни и отказаться впускать психиатра. У полиции соответствующие полномочия есть, и она вполне может справляться с этой функцией.
Автор статьи – Орленко Василий Васильевич, кандидат юридических наук, доцент
Статья написана 30.08.2024