Может ли частная клиника отказать в обслуживании пациенту?
Частные медицинские клиники, как и государственные, оказывают услуги в рамках законодательства Российской Федерации. Согласно ст. 426 ГК РФ, договор на оказание медицинских услуг является публичным, что означает обязанность клиники заключать его с любым обратившимся пациентом, если у нее есть возможность предоставить соответствующие услуги. Однако существуют исключения, при которых отказ в обслуживании будет правомерным. Перечислим несколько причин, когда частная клиника может отказать в обслуживании.
Отсутствие технической возможности оказать услугу, если клиника не имеет:
- необходимого оборудования (например, пациенту требуется МРТ, а аппарата нет);
- специалиста нужного профиля (например, нет кардиохирурга);
- лицензии на конкретный вид медицинской деятельности.
Врач может отказать в процедуре, если:
- у пациента есть абсолютные противопоказания (например, аллергия на препарат);
- пациент отказывается подписать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (ст. 20 ФЗ № 323).
Финансовые причины:
- пациент отказывается оплачивать услуги (если они платные);
- у клиники есть обоснованные подозрения в мошенничестве (например, поддельный полис ДМС);
- пациент имеет задолженность по предыдущим услугам (если приостановка оказания медицинских услуг в этом случае предусмотрена договором).
Несоблюдение пациентом правил клиники, требование о соблюдении которых должно быть указано в договоре на оказание медицинских услуг. Отказ возможен, если пациент:
- ведет себя агрессивно, угрожает персоналу;
- находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и его поведение мешает работе медработников;
- не предоставляет необходимые документы (например, полис ДМС, если это требуется по договору).
Как должен оформляться отказ?
Если клиника отказывает в обслуживании, она обязана выдать письменное обоснование (ссылка на закон или внутренние правила) и указать причину (например, отсутствие специалиста). Кроме этого, стоит помнить, что причину каждого отказа клиника должна будет доказать.
Важно! Устный отказ без объяснения причин или письменный, составленный юридически неграмотно, незаконен. Как минимум, пациент потребует компенсацию за нарушение его прав как потребителя. А если потом выяснится, что состояние пациента требовало экстренной медицинской помощи, над руководством частной клиники нависнет угроза привлечения к уголовной ответственности за неоказание медицинской помощи. К подобным ситуациям стоит отнестись очень ответственно, чтобы избежать убытков и общения со следователем, решение этого вопроса стоит доверить юристу по медицинским вопросам.