129110 Москва, ул. Гиляровского, д. 68, стр.1, к.15

+7 495 142 15 75

Пн-Пт с 10:00 до 19:00

Дистанционное медицинское образование запретили: запрет коснётся и повышения квалификации онлайн

Орленко Василий Васильевич

кандидат юридических наук, доцент

28 февраля 2025 года был принят Федеральный закон, коренным образом меняющий подходы к медицинскому образованию. Главное его нововведение – запрет дистанционного медицинского образования.

Неожиданное ужесточение подходов к медицинскому образованию.

В отличие от проекта, представленного в первом чтении (где предлагалось оставить возможность применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для дополнительных профессиональных программ без элементов практической подготовки), принятый законопроект содержит практически тотальный запрет на проведение медицинских курсов онлайн.

Так, теперь применение дистанционных образовательных технологий запрещено:

Из этого правила имеются исключения (очень немногочисленные!), о которых мы поговорим ниже.

Тем не менее, не могу отметить, что образовательная политика государства в сфере повышения квалификации медицинских работников совершила крутой поворот. Ведь на протяжении прошлого десятилетия, государство стремилось,  наоборот, стимулировать переход курсов повышения квалификации медработников из офлайн в онлайн.

Чтобы не быть голословным, отмечу, что в абзаце 9 подраздела 4.2 раздела 2 Основных направления деятельности Правительства Российской Федерации на 2018-2024 гг. предполагалось повышение квалификации медицинских работников в течение всего периода профессиональной деятельности, в том числе с использованием дистанционных технологий.  Да и НМО (непрерывное медицинское образование) не в последнюю очередь ассоциировалось с использованием  дистанционного обучения медработников.

Однако в 2025 году всё изменилось и курсы повышения квалификации по медицинским и фармацевтическим специальностям, проводимые дистанционно, «по умолчанию» стали запрещены.

В каких случаях дистанционное медицинское образование разрешено?

Закон допускает всего 2 исключения, когда дистанционное образование возможно для медиков и фармацевтов:

1. В случае получения основного высшего или среднего образования обучение онлайн возможно, если это прямо прописано в федеральном государственном образовательном стандарте.

2. В случае повышения квалификации или профессиональной переподготовки обучение онлайн возможно, если обучение проводится по типовой дополнительной профессиональной программе и в этой программе предусмотрены дистанционные технологии или электронное обучение.

Следует сказать, что типовых дополнительных образовательных программ по медицинским и фармацевтическим специальностям мало. Поэтому большинство курсов повышения квалификации (причем читаемых не только в частных, но и в государственных медучреждениях) базируется на обычных программах, а не на типовых.

Сейчас вы мне возразите – так ведь, теперь типовых программ по повышению квалификации станет больше. Увы, не станет. Так как, согласно принятому закону, теперь типовые программы в области охраны здоровья и фармацевтической деятельности должны будут утверждаться Минздравом

Если кратко подвести итог, то он будет таков: теперь дистанционное образование в медицине и фармацевтике возможно только если оно предусмотрено образовательной программой, утвержденной Минздравом. Причем это касается даже такой «безобидной» вещи как повышение квалификации.

Оправдан ли запрет на дистанционное обучение на курсах повышения квалификации?

Скажу сразу, что ответ на этот вопрос несет мое субъективное мнение. И оно такое – запрет, в том виде, в каком он представлен в законе – не оправдан.

Постараюсь аргументировать. Не спорю, что дистанционное медицинское образование может навредить в случае получения базового высшего и среднего профессионального образования, прохождения ординатуры и т.д. Сложно представить и повышение квалификации по Интернету, если оно включает в себя практические занятия – например, усовершенствование техники оперативных вмешательств.

Но как быть с исключительно теоретическими курсами? Чем опасно дистанционное повышение квалификации по «организации здравоохранения»? Кому помешали онлайн-курсы по генетике? Какой риск возникнет, если врач по гигиеническому воспитанию или врач по коммунальной гигиене проведет лекцию через видеосвязь? Напоминаю, что к медицинским специальностям относятся и специальности медико-профилактического направления.

Кроме того, остается много вопросов и по классическим «лечебным» специальностям. У нас законодательно разрешены (и бурно развиваются) телемедицинские технологии. Почему же тогда получается, что дистанционно лечить пациента тот же врач-терапевт может, а вот дистанционно прослушать лекцию по терапии (в рамках повышения квалификации) – это уже опасно? Мне видятся во всём этом какое-то несоответствие.

Наконец, нужно понимать, что введение исключительно очного повышения квалификации – это повышение затрат для организаторов таких курсов (нужно арендовать помещение для лекции, в некоторых случаях – оплачивать проезд и проживание «маститому» лектору). В онлайн формате такие затраты просто не возникали. А это означает повышение цен на образовательные услуги для медработников.

Таким образом, для медицинских работников проходить курсу повышения квалификации станет сложнее (потребуется личная явка), а цена таких курсов станет дороже. Не удивлюсь, если часть врачей, которые сейчас активно следят за новинками медицины и постоянно повышают свою квалификацию, теперь будут выполнять только минимум – то есть проходить на курс повышения квалификации только тогда, когда он нужен им для аккредитации.

К счастью, запрет на повышение квалификации медицинских работников онлайн вступит в действие только через год, с 1 марта 2026 года. Надеюсь, что к тому времени законодатели поймут, что запрет на дистанционное преподавание по программам повышения квалификации не должен распространяться на программы с исключительно теоретическим компонентом.  Иначе вместо усиления качества образования мы получим падение интереса медработников к добровольному повышению своей квалификацию.

Требования к медицинским образовательным организациям пополнились новым документом.

Также законопроект предусматривает изменения в комплект документов для оказания образовательных услуг по медицинским и фармацевтическим специальностям. Принятый закон предусматривает получение Заключения о соответствии  требованиям к кадровому обеспечению, материально-технической базе. Выдавать Заключение будет Росздравнадзор и действовать оно будет бессрочно.

Указанное Заключение в срок до 1 сентября 2026 г. должны будут получить:

Те организации, которые не успеют получить Заключение, должны будут приостановить оказание образовательных услуг и перевести студентов и слушателей в другие образовательные учреждения.

Следует отметить, что закон не предусматривает получения Заключения для организаций, занимающихся повышением квалификации или переподготовкой, если они проводят их по своим собственным, а не типовым программам.

Автор статьи – Орленко Василий Васильевич, кандидат юридических наук, доцент

Статья написана 21.03.2025

Записаться на консультацию
Нужна помощь юриста?

Заполните заявку ниже и мы свяжемся с вами в ближайшее время
Заявка успешно отправлена