Содержание
- 1 Снижение требований к минимальному составу врачебной комиссии.
- 2 Новые горизонты для малого медицинского бизнеса.
- 3 Врачебные комиссии и «тень Чичикова».
- 4 Новая периодичность работы врачебных комиссий: от количества к качеству.
- 5 Для утверждения решений врачебной комиссии установлен кворум.
- 6 Изменение роли секретаря врачебной комиссии.
- 7 Обновлённые и расширенные полномочия врачебных комиссий.
- 8 Врачебная комиссия и назначение незарегистрированных лекарственных препаратов.
- 9 Цифровая трансформация работы врачебных комиссий.
- 10 Электронные и бумажные выписки из протоколов врачебной комиссии.
- 11 Выводы.

Врачебная комиссия – один из важнейших органов медицинской организации, обеспечивающий принятие решений по сложным клиническим, экспертно-медицинским и организационным вопросам. С 2012 года порядок её деятельности не менялся, оставаясь регламентированным приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012 г. № 502н.
Тем не менее, отечественное здравоохранение продолжало развиваться: внедрялись новые медицинские технологии, расширялся перечень высокотехнологичной помощи, совершенствовались стандарты оказания медицинской помощи, и необходимость внесения изменений в законодательство о врачебной комиссии стала необходимостью.
1 сентября 2025 г. вступил в силу новый порядок создания и деятельности врачебных комиссий (ВК), утвержденный Приказом Минздрава № 180н. Им были расширены полномочия врачебных комиссий в медицинских организациях, реформирован их состав, изменен порядок заседаний врачебных комиссий.
Снижение требований к минимальному составу врачебной комиссии.
С 1 сентября 2025 г. врачебная комиссия формируется в минимальном составе, включающий председателя, одного или двух заместителей председателя и иных членов комиссии (как минимум 3 человека). Тогда как раньше её стандартный состав был шире и включал председателя, его заместителя, секретаря и членов комиссии (как минимум 4 человека).Таким образом, минимальный состав комиссии уменьшился с 4 до 3 человек, также исчезло требование об обязательном присутствии в составе комиссии секретаря.
В состав комиссии и её рабочих подкомиссий входят руководители структурных подразделений учреждения, врачи-специалисты медицинской организации, а также привлекаемые внешние эксперты из других медицинских учреждений.
Для обеспечения прозрачности и контроля председатель регулярно представляет руководителю медицинской организации письменную отчетность: ежеквартальные отчеты о текущей работе и комплексный годовой отчет, отражающий ключевые решения и результаты деятельности органа.
Ранее заседания врачебной комиссии должны были проводиться еженедельно. Теперь заседания проводятся с ежемесячной периодичностью, при этом решения считаются принятыми при поддержке не менее двух третей членов комиссии.
Это существенное изменение, так как до недавнего времени федеральное законодательство не устанавливало четкого требования к кворуму — минимальному количеству членов комиссии, необходимому для принятия решений. Этот вопрос часто отдавался на усмотрение лечебного учреждения, что могло приводить к разночтениям и правовой неопределённости.
Важным нововведением стало разрешение на привлечение внешних экспертов. В состав врачебной комиссии теперь могут быть включены врачи-специалисты из других медицинских организаций. Эта мера особенно актуальна для небольших медицинских учреждений, не имеющих в штате необходимых профильных специалистов.
Очевидно, новые изменения направлены на:
- повышение гибкости в работе врачебных комиссий
- обеспечение возможности принятия коллегиальных решений даже в малых медицинских организациях
- улучшение качества экспертной оценки за счёт привлечения узкопрофильных специалистов
- соблюдение принципа коллегиальности при сохранении требований к численному составу
Новые горизонты для малого медицинского бизнеса.
Представленные изменения в регламенте работы врачебных комиссий создают новые возможности для небольших частных медицинских организаций узкого профиля.
Так, для небольших стоматологий новые требования дают возможность формировать комиссии из одного-двух штатных специалистов, а также привлекать внештатных внешних экспертов для сложных случаев (челюстно-лицевая хирургия, установка имплантов), то есть соблюдать законодательные требования без необходимости содержания широкого штата специалистов.
Аналогичные преимущества получают психотерапевтические и психологические центры, для них легализация деятельности проходит через участие в комиссии при решении вопросов о госпитализации,у них появляется возможность привлекать психиатров из других учреждений для обязательного освидетельствования, что упрощает документальное оформления экспертных решений.
Наконец, для косметологических клиник новые правила означают — официальное утверждение протоколов на применение инвазивных методик, коллегиальную ответственность при использовании новых технологий и возможность легально применять незарегистрированные лекарственые препараты.
Такие изменения упрощают работу небольших медицинских организаций в следующих аспектах:
- сокращают расходы на содержание большого штата специалистов;
- минимизируют риски юридической ответственности;
- упрощают процедуры лицензирования и контроля;
- дают возможность легально оказывать сложные виды медицинской помощи.
Врачебные комиссии и «тень Чичикова».
Рассмотрим один из самых серьезных рисков новой гибкой системы формирования врачебных комиссий. Возможность привлекать внешних экспертов, к сожалению, создает почву для крайне недобросовестной практики, которую можно назвать современной медицинской вариацией аферы Чичикова с «мёртвыми душами».
Суть этого злоупотребления заключается в том, что клиника может формально включить в состав своей комиссии именитых (или вполне обычных) врачей из других учреждений, не утруждая себя получением их официального согласия.
Эти специалисты зачастую даже не будут подозревать, что их имена используются для придания видимости легитимности решениям, в обсуждении которых они не участвовали. Таким образом, в протоколах заседаний смогут фигурируют виртуальные участники, чьи подписи подделаны или которые будут числиться «не пришедшими на заседание» (напоминаю, что по новому порядку кворум врачебной комиссии составляет 2/3 её членов, соответственно треть врачебной комиссии может отсутствовать на заседаниях).
Последствия такой практики носят разрушительный характер. В первую очередь, это приводит к полной юридической ничтожности всех принятых решений. В случае любой проверки Росздравнадзора или судебного разбирательства такие протоколы будут немедленно аннулированы, что повлечет за собой отмену заключений и может стать основанием для исков от пациентов.
Кроме того, подобные действия наносят колоссальный репутационный ущерб самому врачу, чье имя используется без его ведома. Он может неожиданно оказаться вовлеченным в судебный процесс по поводу решения врачебной комиссии, которого он никогда не видел. Сама сущность врачебной комиссии — коллегиальное и взвешенное обсуждение сложного случая — полностью утрачивается.
Важнейшие решения о тактике лечения, необходимости операции или применении новых методик при использовании подобной схемы будут приниматься формально, без реального экспертного анализа, что будет грубо нарушать права пациентов и может привести к серьезным врачебным ошибкам.
Новая периодичность работы врачебных комиссий: от количества к качеству.
Изменение периодичности обязательных заседаний врачебной комиссии с еженедельных на ежемесячные представляет собой продуманную и прогрессивную новацию. Она в первую очередь направлена на существенное снижение административной нагрузки, ложащейся на медицинский персонал. Благодаря этому сокращается время, которое ранее тратилось на организационные вопросы, подготовку документов и ведение формальной отчетности, что позволяет высвободить ценные ресурсы для сосредоточения на основной лечебной работе. Повышается общая эффективность работы комиссии.
Более редкие, но при этом насыщенные заседания позволяют сконцентрироваться на рассмотрении исключительно сложных и принципиальных клинических случаев, обеспечивая возможность их тщательной предварительной проработки и исключая практику их формального проведения «для галочки». Такая мера полностью соответствует реальным потребностям практического здравоохранения, особенно для организаций узкого профиля, для которых еженедельный формат зачастую был избыточным и не позволял сформировать содержательную повестку.
При этом важным является сохранение возможности оперативного созыва внеочередных заседаний в любое время для решения неотложных вопросов, что гарантирует отсутствие негативного влияния на сроки оказания медицинской помощи. Эти изменения являются взвешенным шагом на пути к оптимизации работы медицинских организаций, что позволяет уменьшить бюрократическую нагрузку, сохранив при этом высокое качество и коллегиальность принимаемых решений, что особенно актуально для небольших клиник.
Для утверждения решений врачебной комиссии установлен кворум.
Новым Порядком уточнено, что для принятия решения достаточно присутствия 2/3 членов врачебной комиссии. И это не просто техническая правка, а стратегическое решение, оживляющее работу ключевого экспертного органа.
Требование о присутствии двух третей членов — это тонкий баланс между эффективностью и коллегиальностью. Оно избавляет медицинские организации от организационного тупика, когда решение критических вопросов «зависало» из-за банальной невозможности собрать всех специалистов. Комиссия перестает быть формальным собранием «для галочки» и становится гибким инструментом, способным оперативно реагировать на вызовы.
Таким образом, сохраняется коллективная ответственность за решения, но исчезает шаблонность, мешавшая практике, а врачи получают возможность сосредоточиться на пациентах, а не на согласовании графиков. Теперь решения принимаются быстрее, но не теряют глубины экспертизы. Реформа выводит врачебную комиссию из тени кабинетной бюрократии в поле реальной помощи, где время часто значит не меньше, чем диагноз.
Изменение роли секретаря врачебной комиссии.
Одной из самых заметных новаций приказа Минздрава стало разрешение назначать секретарем врачебной комиссии специалиста без медицинского образования.
Это своевременный и практичный шаг, который позволяет освободить ценные кадры врачей и медицинских сестер от рутинной административной работы, дав им возможность полностью сосредоточиться на своих прямых профессиональных обязанностях — оказании помощи пациентам.
В условиях острого кадрового дефицита в здравоохранении такое перераспределение ролей выглядит особенно логичным и экономически обоснованным
Обновлённые и расширенные полномочия врачебных комиссий.
Среди ключевых нововведений, регулирующих деятельность врачебной комиссии, следует выделить:
- Полномочия по принятию решений о применении биомедицинского клеточного продукта, изготовленного индивидуально для конкретного пациента непосредственно в медицинской организации, где проводится лечение;
- Возможность санкционирования применения медицинских изделий, не прошедших государственную регистрацию в Российской Федерации, при наличии жизненных показаний у пациента;
- Осуществление обязательного психиатрического освидетельствования в установленных законодательством случаях;
- Организационно-методическое обеспечение системы учёта и анализа нежелательных явлений при оказании медицинской помощи;
- Организацию информационно-образовательных программ для медицинских работников по вопросам ведения форм статистического учёта и отчётности в сфере здравоохранения.
Согласно новому приказу, сфера ответственности и функционал врачебных комиссий существенно расширены. Они вышли далеко за рамки традиционного экспертного рассмотрения сложных клинических случаев.
Врачебные комиссии теперь уполномочены определять подходы и оценивать возможности внедрения в медицинскую организацию современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации с обязательным учётом передовой международной практики. В их компетенцию также входит мониторинг и оценка качества проведения телемедицинских консультаций, включая анализ их своевременности и эффективности.
Важной новеллой является возложение на врачебные комиссии функций по организационно-методическому сопровождению системы учёта и анализа нежелательных явлений, то есть любых инцидентов, создавших или могущих создать угрозу причинения вреда пациентам или медицинскому персоналу либо приведших к увеличению сроков лечения. Кроме того, на комиссии возлагается задача по разработке внутренних организационно-методических материалов и их доведению до сведения врачей, а также по проведению обучающих мероприятий для медицинских работников по вопросам ведения статистической отчётности.
Этот «расширенный мандат» преобразует врачебные комиссии из сугубо экспертного органа в ключевой элемент системы управления качеством и безопасностью медицинской деятельности в организации.
Врачебная комиссия и назначение незарегистрированных лекарственных препаратов.
Ключевым нововведением в регламенте работы врачебных комиссий стало существенное шире их полномочий в части назначения пациентам инновационных методов лечения. Теперь комиссии уполномочены принимать решения о применении незарегистрированных в Российской Федерации лекарственных препаратов и медицинских изделий по жизненным показаниям, индивидуальных биомедицинских клеточных продуктов, а также персонализированных биотехнологических лекарственных препаратов, созданных на основе генетических исследований конкретного пациента.
Особую значимость имеет делегирование права назначения незарегистрированных препаратов региональным врачебным комиссиям ведущих многопрофильных стационаров субъектов Федерации, тогда как ранее данная прерогатива сохранялась исключительно за федеральными медицинскими центрами. Это изменение существенно повышает доступность передовых методов лечения для пациентов в различных регионах страны.
Принятие таких решений допускается при строгом соблюдении ряда критериев:
- отсутствии в России зарегистрированных аналогов,
- неэффективности проводимой терапии при прогрессировании заболевания и ухудшении состояния пациента,
- отсутствии альтернативных немедикаментозных методов лечения или реабилитации;
- при наличии индивидуальной непереносимости доступных аналогов.
В случае назначения незарегистрированного препарата комиссия обязана определить персональный режим его применения, включая дозировку, способ введения, продолжительность лечения и программу мониторинга состояния пациента.
Для применения индивидуальных биомедицинских клеточных продуктов и биотехнологических препаратов медицинская организация должна обладать соответствующим разрешением на их производство и использование. Данные законодательные нормы создают правовую основу для внедрения персонализированных подходов в медицинскую практику при сохранении необходимого контроля за безопасностью пациентов.
Цифровая трансформация работы врачебных комиссий.
Законодательство закрепило возможность принятия врачебной комиссией решений в электронной форме. В таком случае все члены комиссии, присутствовавшие на заседании, обязаны подписать протокол усиленными квалифицированными электронными подписями в течение трёх рабочих дней с момента проведения заседания.
Параллельно с этим установился срок оформления и выдачи выписки из протокола для пациента, который также не должен превышать трёх рабочих дней. Выписку выдают заявителю в соответствии с его выбором — либо на бумажном носителе, либо в электронном формате (что тоже – совершенно новая норма). Данные меры существенно упрощают процесс взаимодействия пациентов с медицинскими учреждениями, сокращая временные затраты и минимизируя бюрократические барьеры.
Все протоколы заседаний врачебной комиссии подлежат системному хранению в течение десяти лет, что обеспечивает документальную фиксацию и последующий анализ решений. Напоминаем. что ранее срок хранения протоколов заседаний врачебной комиссии составлял не менее 5 лет.
Электронные и бумажные выписки из протоколов врачебной комиссии.
Выписка оформляется и выдается на основании письменного заявления пациента или его законного представителя. Медицинская организация обязана подготовить выписку в течение трех рабочих дней с момента регистрации соответствующего запроса. В готовом документе отражаются все существенные аспекты рассмотрения случая: дата проведения заседания, установленный диагноз, результаты проведенных обследований и суть коллегиального решения комиссии. Готовая выписка заверяется подписью председателя врачебной комиссии (или его заместителя) и секретаря, а также скрепляется печатью медицинской организации. Выдача документа может осуществляться как в традиционной бумажной форме, так и в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью — при наличии технической возможности и соответствующего волеизъявления пациента.
Полученная выписка, независимо от её формы, обладает полной юридической силой и может быть использована пациентом для предоставления в другие медицинские организации и экспертные учреждения, при оформлении документов для медико-социальной экспертизы или получении положенного льготного лекарственного обеспечения и т.д.
Выводы.
Обновленный порядок работы врачебных комиссий создает сбалансированную модель, сочетающую повышенную гибкость с усилением ответственности. Сокращение формальных требований и расширение полномочий позволяют медучреждениям оперативно принимать решения о применении инновационных методов лечения, одновременно обеспечивая прозрачность и контроль через электронный документооборот, удлиненные сроки хранения протоколов и четкие отчетные процедуры. Реформа врачебной комиссии, проведенная Минздравом, укрепляет роль комиссии как ключевого органа медицинской организации.
Автор статьи – Орленко Василий Васильевич, кандидат юридических наук, доцент
Статья написана 24.10.2025




