Содержание
Сегодня нам представился хороший повод поговорить о профилактических визитах надзорных органов, вокруг которых существует немало мифов. 29 ноября 2023 г. вышло Постановление Правительства РФ №2020, согласно которому до 2030 года в медицинских организациях вместо плановых проверок будут проводиться профилактические визиты. Причем это касается практически всех медорганизаций – в том числе относящихся к категории высокого или чрезвычайного риска. Постановление не могло не вызвать вопросов. Значит ли это, что врачи могут расслабиться и не опасаться, по крайней мере, плановых проверок? С другой стороны, не приведет ли оно к снижению качества медицинской помощи? Для ответа на этот вопрос нужно разобраться чем именно профилактический визит отличается от плановой проверки и какие особенности таких визитов предусмотрены для деятельности, связанной с риском.
Кстати, эта информация будет полезна не только медицинским работникам, но и предпринимателям. Ведь в большинстве сфер предпринимательской деятельности (особенно это касается малого бизнеса) на плановые проверки наложен мораторий и вместо проверок они будут сталкиваться с профилактическими визитами.
Что такое обычный профилактический визит?
Когда в законодательстве о государственном надзоре появилось понятие профилактического визита, подразумевалось, что это мероприятие будет применяться в рамках риск-ориентированного подхода – в отношении организаций с низким, умеренным и средним уровнями риска. Согласно ФЗ «О государственном и муниципальном контроле в РФ», профилактический визит относится к профилактическим, а не контрольным мероприятиям и, следовательно, имеет мало общего с проверкой.
Сам по себе такой визит – это беседа, которую в свободной форме проводит представитель надзорного органа. Проходить она может даже без собственно «визита» — путем использования видео-конференц-связи. В ходе такой беседы госслужащий рассказывает о том, какие главные требования есть по тому виду надзора, который он представляет, на что нужно обратить внимание в первую очередь, какие изменения произошли в законах в последнее время и т.д.
В ходе стандартного профилактического визита инспектором может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска (если заподозрит, что организация занизила свою категорию риска), но он не имеет прав требовать предъявить документы, проверять помещения или производить инструментальные исследования, изымать образцы, составлять протоколы о наличии нарушений и т.д. И, тем более, инспектор не имеет права выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Всё на что хватает его полномочий при профилактическом визите – это давать разъяснения и рекомендации (проверять исполнение которых, у него опять же, нет полномочий). Например, пожарный инспектор во время такого визита не может проверять наличие огнетушителей и плана эвакуации, измерять параметры запасного выхода, требовать показать договор на обслуживание пожарной сигнализации и журнал инструктажей и т.д.
Более того, от профилактического визита можно просто отказаться. Дело в том, что организацию должны предупредить о предстоящем визите инспектора за 5 рабочих дней. И не позже, чем за 3 рабочих дня перед визитом, от такого визита можно отказаться – причем без всяких последствий. Отказ от профилактического визита не влечет за собой ни санкций, ни проверок.
Но всё написанное выше касается обычных профилактических визитов. И совсем другое дело – профилактические визиты, которые проводятся вместо плановых проверок в отношении организаций, относящихся к категориям чрезвычайного и высокого риска.
Какие особенности у профилактического визита, осуществляемого вместо плановой проверки?
Профилактические визиты, которыми надзорные органы до 2030 г. будут одаривать своих «подопечных» из групп высокого и чрезвычайно высокого риска вместо плановых проверок, имеют ряд существенных отличий.
В первую очередь, в отличие от обычного профилактического визита, от него нельзя отказаться.
Во-вторых, во время такого визита инспектор имеет право проводить осмотры, отбирать пробы и образцы, истребовать документы, производить испытания, инструментальные обследования, назначать экспертизы.
В-третьих, подобный визит может дольше длиться, вплоть до трех рабочих дней (в то время как стандартная продолжительность профилактического визита – 1 день). А в случае назначения экспертиз даже дольше – так как течение срока приостанавливается на время проведения экспертизы.
И наконец (самое главное!), если по результатам такого профилактического визита выявлены нарушения обязательных требований, то организации выдается предписание об устранении выявленных нарушений, подлежащее обязательному исполнению. И это только начало. Ведь не исключено, что у надзорного органа теперь появится повод для того, провести внеплановую проверку и узнать, выполнено ли его предписание (обратите внимание, в Постановлении указано, что после профилактических визитов «внеплановые контрольные мероприятия по факту выявления нарушений» не проводятся – но это совсем не значит, что не будут проводиться контрольные мероприятия «по вопросу исполнения выданных предписаний»).
Таким образом, профилактический визит, который осуществляется вместо плановой проверки, по своей сути и правовым последствия стоит намного ближе именно к проверке, а не к профилактическому визиту. Относится к таким визитом нужно крайне серьезно. Если ваша организация отнесена к категории высокого или крайне высокого риска, я рекомендую предпринимать перед такими визитами все те же меры, которые обычно предпринимаются перед плановыми проверками.
Что изменилось в связи с Постановлением Правительства РФ №2020 для медицинских организаций?
Многие многопрофильные медицинские организации отнесены к категории высокого и чрезвычайно высокого риска. До выхода Постановления Правительства РФ №2020 мораторий на проведение плановых проверок на них не распространялся. Теперь же, вместо плановых проверок их ждут профилактические визиты. Конечно, выше я сам писал о том, что профилактические визиты в организации высокого и чрезвычайно высокого риска во многом подобны проверкам. Но всё же отличия все равно есть.
Так, Постановление № 2020 в случае визита проверяющего в организации категории высокого и чрезвычайного риска дает ему возможность истребовать документы, производить экспертизы и т.д. Но это его право, а не обязанность. Таким образом инспектор имеет выбор: провести визит «жестко» с проверкой или ограничиться пространной беседой о том, что соблюдать требования закона хорошо, а не соблюдать закон – плохо. Если проверяющий попадется лояльный, то визит пройдет вообще без проверок, в атмосфере доверительного и дружеского разговора (а вот раньше, в случае плановых проверок инспектор был обязан хотя бы формально провести контрольные мероприятия).
Кроме того, даже в случае, если во время визита всё обнаружатся нарушения, последующие внеплановые проверки возможны исключительно по вопросам исполнения письменных предписаний об их устранении. То есть по результатам профилактического визита внеплановые проверки возможны только в том случае, если организация не предоставила надзорному органу информацию о выполнении предписания и устранении нарушения. Но и в этом случае проверка будет ограничена лишь оценкой выполнения предписания.
Выводы
Таким образом, Постановление № 2020 уменьшило прессинг надзорных органов на ряд организаций, относящихся к категориям высокого и чрезвычайно высокого риска, в том числе и медицинских организаций этих категорий. Однако «революционным» его назвать сложно. Постановление № 2020 дает возможность проверяющему (при наличии у него желания) провести профилактический визит так, что он будет ненамного отличаться от проверки. Рекомендую не забывать от этом.
Автор статьи – Орленко Василий Васильевич, кандидат юридических наук, доцент
Статья написана 23.02.2024