Содержание
В конце февраля мною была опубликована небольшая заметка, в которой рассматривались некоторые общие вопросы, касающиеся правового статуса ГМО-продуктов.
Сегодня я хотел бы обратить более пристальное внимание на законодательные аспекты государственной правовой политики в области применения методов генной инженерии.
Есть ли различия в подходах к генной инженерии в ЕС и в России?
Широко бытует мнение, что российская государственная политика в области генной инженерии прямо противоположна политике стран Европейского Союза. Если в странах ЕС к методам генной инженерии и генной модификации принято относиться более либерально, то в РФ к ГМО-разработкам отношение настороженное и чуть ли не враждебное. Однако, имеет ли данное мнение под собой реальные юридические основания?
Согласно ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» под генной инженерией понимается совокупность методов и технологий с помощью которых возможно осуществление таких манипуляций с генетическим аппаратом, которые бы не могли быть реализованы в естественных условиях.
Также отметим, что согласно ст.4 и 5 вышеупомянутого ФЗ, к задачам и основным направлениям государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности относятся:
- установление основных положений правового регулирования отношений, возникающих в области генно-инженерной деятельности;
- определение механизма, обеспечивающего безопасность граждан и окружающей среды в процессе осуществления генно-инженерной деятельности и использования ее результатов;
- установление правовых основ международного сотрудничества Российской Федерации в области генно-инженерной деятельности;
- создание условий для развития приоритетных направлений в области генно-инженерной деятельности;
- мониторинг воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы.
Таким образом, как мы можем видеть, законодатель нигде не упоминает о «недопустимости» или «опасности» методов генной инженерии и ГМО, заботясь лишь о соблюдении необходимой сертификации и безопасности в данной сфере.
Отметим, что в этом отношении действующие правовые нормы в сфере ГМО в ЕС практически идентичны позиции Российского законодателя.
Кроме того, в биомедицинском отношении, отечественное законодательство, равно как и законодательство ЕС, определяет ГМО как биологические организмы, созданные с использованием методов и средств генной инженерии, возникновение которых было бы невозможно естественным путем.
Тем не менее, и законодательство Российской Федерации, и законодательство Европейского союза, предусматривает строгие правила по маркировке пищевой и иной продукции, полученной с помощью методов генно-инженерной модификации.
ГМО как потенциальная биологическая угроза (законодательный аспект)
Тем не менее, в Российской Федерации также действует ряд иных нормативно-правовых актов, определяющих биомедицинскую политику государства.
Так, в 2019-м году вступил в силу Указ Президента РФ № 97 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу».
В документе прямо не упоминается тематика ГМО, однако, использование методов генной инженерии с нарушением правил безопасности может быть рассмотрено как потенциальная биологическая угроза. Так, статьей 2 Указа к основным биологическим угрозам, в частности, относят:
- возможность преодоления микроорганизмами межвидовых барьеров в сочетании с возникающими под воздействием внешней среды изменениями генотипа и фенотипа организма человека, животных и растений;
- проектирование и создание патогенов с помощью технологий синтетической биологии;
- применение биологических и иных смежных технологий для разработки, производства и использования потенциально опасных биологических агентов в качестве биологического оружия в целях совершения диверсий и (или) террористических актов;
- бесконтрольное осуществление опасной техногенной деятельности, в том числе с использованием генно-инженерных технологий и технологий синтетической биологии.
Как мы можем видеть, отечественный законодатель на доктринальном уровне выражает значительную озабоченность по поводу возможной опасности фактора генетически измененных биологических агентов. Большинство из таких опасений связаны с непредсказуемыми последствиями естественных природных процессов и умышленными террористическими действиями, однако, упоминается также и потенциальная опасность вполне «официальной» генно-инженерной деятельности в случае ее «бесконтрольности».
Защита от угроз генной инженерии – одно из направлений государственной ролики РФ в сфере биологической безопасности
Отметим, что в связи с наличием такого рода угроз, законодателем также предусмотрены и соответствующие меры защиты, к которым относятся:
- совершенствование методов оценки безопасности новых видов продукции, в том числе созданной с использованием генно-модифицированных организмов, технологий синтетической биологии и нанотехнологий;
- выявление научно-технических предпосылок к разработке иностранными государствами химического и биологического оружия нового поколения, анализ технологий двойного назначения и новых иностранных образцов вооружения, полученных с использованием биологических агентов, не подпадающих под запрет и контроль в рамках международных соглашений России;
- создание отечественных биоинформационных и генетических баз данных микроорганизмов, создание национального каталога коллекционных штаммов патогенных микроорганизмов;
- развитие производства отечественного лабораторного оборудования для обеспечения микробиологических, в том числе молекулярно-генетических исследований.
Выводы
Таким образом, несмотря на законность использования методов генной инженерии в РФ, законодатель (вероятно, весьма обоснованно) рассматривает бесконтрольное и небезопасное применение данных методов в качестве прямой биологической угрозы национальному благосостоянию.
С позитивной стороны применение методов генной инженерии и использование ГМО продукции упоминается в «Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» разработанном Минэкономразвития России.
Так, документ определяет развитие биомедицинских технологий в качестве приоритетных для национальной социально-экономической стратегии. Согласно документу, к ключевым технологическим трендам должно относиться распространение ГМО, создание пищевых и технических культур с улучшенными или новыми свойствами с более низкой себестоимостью, в результате чего ожидается существенный рост сельскохозяйственного производства, а также вовлечение в аграрную деятельность регионов, ранее в ней не занятых, в том числе в связи с неблагоприятным климатом.
Указанные научно-технологические тренды позволят найти ответ на ряд социально-экономических вызовов, в первую очередь — рост заболеваемости и смертности населения от онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний, а также заболеваний, связанных с нарушением метаболических процессов (диабет, ожирение и др.).
Автор статьи – Орленко Василий Васильевич, кандидат юридических наук, доцент
Статья написана 19.05.2023