Содержание
- 1 Что представляет собой независимая оценка условий оказания медицинских услуг
- 2 Цели общественного контроля
- 3 Кто осуществляет независимую оценку качества условий оказания медицинских услуг
- 4 Полномочия общественных советов по контролю медицинской деятельности
- 5 Почему медицинские организации должны учитывать независимую оценку качества условий оказания медицинских услуг

Практически все слышали о государственном контроле за качеством медицинской помощи, многие медицинские работники знакомы с внутренним контролем качества и безопасности медицинской деятельности. Но о таком виде контроля как независимая оценка качества условий медицинских услуг почему-то забывают. Между тем, этому виду контроля посвящена целая статья (ст. 79.1) в Федеральном Законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
Что представляет собой независимая оценка условий оказания медицинских услуг
Независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями является одной из форм общественного контроля. Смысл общественного контроля заключается в контроле гражданского общества за государством в лице органов власти и публично значимых организаций.
При этом, в целях отделения общественного контроля от государственного, законодателем дополнительно подчеркивается, что независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями не осуществляется в целях контроля качества и безопасности медицинской деятельности и не может подменять экспертизу и контроль качества медицинской помощи.
Цели общественного контроля
Общие цели общественного контроля подробно изложены в ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Общими целями общественного контроля согласно ч.1 ст.5 упомянутого Федерального закона применительно к медицинским организациям являются:
- обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
- обеспечение учета общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
- общественная оценка деятельности организаций в целях защиты прав и свобод человека и гражданина.
ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» упоминает дополнительные цели независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, а именно::
- предоставление гражданам информации о качестве условий оказания услуг медицинскими организациями;
- повышение качества деятельности медицинских организаций.
Кто осуществляет независимую оценку качества условий оказания медицинских услуг
Общественная палата РФ, общественные палаты субъектов РФ и муниципальных образований формируют общественные советы по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями.
Эти общественные советы формируются из числа представителей общественных организаций, созданных в целях защиты прав и интересов граждан, и общественных объединений инвалидов.
Состав общественного совета по независимой оценке качества утверждается сроком на три года. При формировании общественного совета по независимой оценке качества на новый срок осуществляется изменение не менее трети его состава.
В состав общественного совета по независимой оценке качества не могут входить:
- представители органов государственной власти и органов местного самоуправления,
- представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций,
- также руководители (их заместители) и работники медицинских организаций.
При этом общественный совет по независимой оценке качества привлекает к своей работе представителей медицинских профессиональных некоммерческих организаций и общественной палаты для обсуждения и формирования результатов такой оценки.
Число членов общественного совета по независимой оценке качества не может быть менее чем пять человек. Члены общественного совета по независимой оценке качества осуществляют свою деятельность на общественных началах, то есть без оплаты.
Информация о деятельности соответствующего общественного совета по независимой оценке качества, подлежит размещению в сети «Интернет» на официальном сайте соответствующего уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.
Положение об общественном совете по проведению независимой оценки качества утверждается органом государственной власти или органом местного самоуправления, при которых создан указанный общественный совет.
Положение об Общественном совете при Министерстве здравоохранения Российской Федерации по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями утверждено отдельным приказом Минздрава России от 28.04.2018 № 96н.
Полномочия общественных советов по контролю медицинской деятельности
Независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями проводится общественными советами по независимой оценке качества не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года в отношении одной и той же медицинской организации.
Общественные советы по независимой оценке качества:
- определяют перечни медицинских организаций, которые участвуют в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и в отношении которых проводится независимая оценка качества условий оказания услуг данными организациями;
- принимают участие в рассмотрении проектов документации о закупке работ, услуг, а также проектов государственного, муниципального контрактов, заключаемых с организацией, которая осуществляет сбор и обобщение информации о качестве условий оказания услуг медицинскими организациями;
- осуществляют независимую оценку качества условий оказания услуг медицинскими организациями с учетом информации, представленной оператором;
- представляют в органы власти результаты независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, а также предложения об улучшении их деятельности.
Почему медицинские организации должны учитывать независимую оценку качества условий оказания медицинских услуг
Несмотря на то, что независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями, является формой общественного, а не государственного контроля, ее проведение не проходит для медицинской организации совсем бесследно. Да, штрафные санкции и иные меры государственного принуждения в данном случае не применяются, однако в силу ч.11 ст.79.1 ФЗ № 323 информация о результатах независимой оценки качества подлежит обязательному рассмотрению органами власти в сфере здравоохранения в течение одного месяца с даты ее поступления и учитывается ими при выработке мер по совершенствованию деятельности медицинских организаций и оценке деятельности их руководителей.
Руководители медицинских организаций, участвующих в реализации программ ОМС, несут ответственность за непринятие мер по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки. Результаты независимой оценки учитываются при применении мер дисциплинарного характера в соответствии с законодательством РФ.
Автор статьи – Орленко Василий Васильевич, кандидат юридических наук, доцент
Статья написана 24.03.2023