129085, Москва, пр. Мира 101, стр.2, к.45

+7 495 142 15 75

Пн-Пт с 10:00 до 19:00

Независимая оценка качества условий медицинских услуг: кто проводит и что это такое

Орленко Василий Васильевич

кандидат юридических наук, доцент

Практически все слышали о государственном контроле за качеством медицинской помощи, многие медицинские работники знакомы с внутренним контролем качества и безопасности медицинской деятельности.  Но о таком виде контроля как независимая оценка качества условий медицинских услуг почему-то забывают. Между тем, этому виду контроля посвящена целая статья (ст. 79.1) в Федеральном Законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

Что представляет собой независимая оценка условий оказания медицинских услуг

Независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями является одной из форм общественного контроля. Смысл общественного контроля заключается в контроле гражданского общества за государством в лице органов власти и публично значимых организаций.

При этом, в целях отделения общественного контроля от государственного, законодателем дополнительно подчеркивается, что независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями не осуществляется в целях контроля качества и безопасности медицинской деятельности и не может подменять экспертизу и контроль качества медицинской помощи.

Цели общественного контроля

Общие цели общественного контроля подробно изложены в ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Общими целями общественного контроля согласно ч.1 ст.5 упомянутого Федерального закона применительно к медицинским организациям являются:

ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» упоминает дополнительные цели независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, а именно::

Кто осуществляет независимую оценку качества условий оказания медицинских услуг

Общественная палата РФ, общественные палаты субъектов РФ и муниципальных образований формируют общественные советы по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями.

Эти общественные советы формируются из числа представителей общественных организаций, созданных в целях защиты прав и интересов граждан, и общественных объединений инвалидов.

Состав общественного совета по независимой оценке качества утверждается сроком на три года. При формировании общественного совета по независимой оценке качества на новый срок осуществляется изменение не менее трети его состава.

В состав общественного совета по независимой оценке качества не могут входить:

При этом общественный совет по независимой оценке качества привлекает к своей работе представителей медицинских профессиональных некоммерческих организаций и общественной палаты для обсуждения и формирования результатов такой оценки.

Число членов общественного совета по независимой оценке качества не может быть менее чем пять человек. Члены общественного совета по независимой оценке качества осуществляют свою деятельность на общественных началах, то есть без оплаты.

Информация о деятельности соответствующего общественного совета по независимой оценке качества, подлежит размещению в сети «Интернет» на официальном сайте соответствующего уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.

Положение об общественном совете по проведению независимой оценки качества утверждается органом государственной власти или органом местного самоуправления, при которых создан указанный общественный совет.

Положение об Общественном совете при Министерстве здравоохранения Российской Федерации по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями утверждено отдельным приказом Минздрава России от 28.04.2018 № 96н.

Полномочия общественных советов по контролю медицинской деятельности

Независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями проводится общественными советами по независимой оценке качества не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года в отношении одной и той же медицинской организации.

Общественные советы по независимой оценке качества:

Почему медицинские организации должны учитывать независимую оценку качества условий оказания медицинских услуг

Несмотря на то, что независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями, является формой общественного, а не государственного контроля, ее проведение не проходит для медицинской организации совсем бесследно. Да, штрафные санкции и иные меры государственного принуждения в данном случае не применяются, однако в силу ч.11 ст.79.1 ФЗ № 323 информация о результатах независимой оценки качества подлежит обязательному рассмотрению органами власти в сфере здравоохранения в течение одного месяца с даты ее поступления и учитывается ими при выработке мер по совершенствованию деятельности медицинских организаций и оценке деятельности их руководителей.

Руководители медицинских организаций, участвующих в реализации программ ОМС, несут ответственность за непринятие мер по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки. Результаты независимой оценки учитываются при применении мер дисциплинарного характера в соответствии с законодательством РФ.

Автор статьи – Орленко Василий Васильевич, кандидат юридических наук, доцент

Статья написана 24.03.2023

Записаться на консультацию
Нужна помощь юриста?

Заполните заявку ниже и мы свяжемся с вами в ближайшее время
Заявка успешно отправлена