129085, Москва, пр. Мира 101, стр.2, к.45

+7 495 142 15 75

Пн-Пт с 10:00 до 19:00

Обжаловать отказы органов власти стало сложнее: введено обязательное досудебное обжалование

Орленко Василий Васильевич

кандидат юридических наук, доцент

Судебная практика и подходы к правосудию непрерывно меняются. Но кое-что остаётся неизменным. Например, загруженность судов и нехватка времени у судей ☹. Моей юридической практике более 20 лет, и всё это время я слышу о том, что суды перегружены, а судьи физически не успевают справиться с тем потоком исков, который они вынуждены рассматривать. Если судья вынужден рассматривать по 10 -15 дел в день, вряд ли он сможет досконально ознакомиться со всеми материалами по каждому делу.  Более того, некоторые мои старшие коллеги утверждают, что загруженность судов – это «давняя традиция» и так было и 30, и 40 лет назад.

Конечно, первое, что приходит в голову – это увеличить штат судей. Вряд ли у нас будет наблюдаться дефицит желающих примерить судебную мантию. Но государство не ищет легких путей и пошло по другому пути – в частности, расширив перечень споров с обязательным досудебным урегулированием.

Что такое досудебное обжалование?

В соответствии с ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» решения органов власти, связанные с предоставлением государственных и муниципальных услуг, можно обжаловать. Обжалованию подлежат отказы в оказании услуг, требования предоставить документы, не предусмотренные законом, бездействие органов власти (когда прямой отказ не присылают, но и положенную госуслугу никто не выполняет) и т.д.

Само обжалование может проходить в двух вариантах:

На практике недовольные граждане обычно предпочитают судебный порядок обжалования. Они подозревают, что руководство органов не станет признавать ошибки своих подчиненных. Подозрения эти небезосновательны: на практике успешное досудебное обжалование решений органов власти встречается достаточно редко.

Однако то, что с жалобами на государственные и муниципальные органы все обращаются сразу же в суд, имеет и негативный эффект – ту самую перегрузку судов исками, о которой я писал выше.

Обязательное досудебное обжалование с сентября 2024 г.

17 августа 2024 г. было издано Распоряжение Правительства РФ № 2229-р, которое устанавливает Перечень госуслуг, по которым обязательно судебное обжалование. Это Распоряжение опирается на ч. 1 и ч. 16 ст. 11.4 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Согласно этому закону, Правительство РФ может устанавливать перечень решений и действий органов власти, судебное обжалование которых возможно только после досудебного обжалования.

С 1 сентября 2024 г. отказы в выдаче некоторых разрешений и других подобных документов нужно будет обжаловать сначала в досудебном порядке, и только потом – в суде. Всего в Перечень входят 194 вида разрешительных действий органов власти, отказы в совершении которых следует обжаловать досудебно.

С 31 декабря 2024 г. этот перечень расширится еще на 8 позиций. Таким образом, общее количество разрешительных действий, вошедших в перечень обязательного досудебного урегулирования, увеличится до 202.

Решения каких органов подлежат досудебному обжалованию?

Распоряжение Правительства РФ № 2229-р коснулось госуслуг, оказываемых многими органами государственной власти, в том числе решений по разрешениям и документам, выдаваемых:

При этом обращаю внимание на то, что Распоряжение Правительства РФ № 2229-р совсем не означает, что досудебное обжалование распространяется на все решения, принятые этими органами власти. Оно обязательно только для услуг, прямо названных в Перечне № 2229-р. Все остальные действия органов власти по-прежнему можно будет обжаловать сразу же через суд.

Что в сфере медицины и здравоохранения нужно обжаловать в досудебном порядке?

Я не могу в одной небольшой заметке перечислить и проанализировать всё то, что теперь нужно будет обжаловать в досудебном порядке. Но, вместе с тем, постараюсь проинформировать о государственных услугах, важных для медицины, фармации и здравоохранения в целом, в отношении которых введено досудебное обжалование.

Итак, теперь в обязательном досудебном порядке обжалуются отказы по таким решениям госорганов в сфере здравоохранения.

А) Относительно лекарственных средств:

Б) Относительно медицинских изделий:

В) Относительно других вопросов, связанных с деятельностью медицинских организаций:

Каковы последствия несоблюдения обязательного досудебного порядка обжалования?

Теперь поговорим о том, что будет, если не соблюдать обязательный порядок досудебного обжалования и обратиться сразу же в суд. В таком случае последствия очень просты – в соответствии с п.5 ч.1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса РФ, исковое заявление будет возвращено без рассмотрения. И его не примут до тех пор, пока не будет пройдена процедура досудебного обжалования.

Кстати, напоминаю, что если после прохождении досудебной процедуры обжалования вы решили продолжить обжалование в суде, вам необходимо будет приложить к исковому заявлению, документы, подтверждающие попытку досудебного обжалования (как правило это отказ государственного органа в удовлетворении жалобы)  

Выводы

Без сомнения, теперь исков, связанных с обжалованием отказов от государственных органов, станет меньше, и нагрузка на суды несколько уменьшится. Но означает ли это, что госорганы начнут работать эффективнее? Нет, просто многие получатели госуслуг не захотят тратить время на две процедуры обжалования (досудебную и судебную) и просто «махнут рукой». В медицине подобную тактику называют «симптоматическим» лечением и к излечению она не приводит. Мне кажется, что в таких серьезных сферах как государственные услуги и судебная система решать проблемы «симптоматическим лечением» несколько опрометчиво.

Автор статьи – Орленко Василий Васильевич, кандидат юридических наук, доцент

Статья написана 06.09.2024

Записаться на консультацию
Нужна помощь юриста?

Заполните заявку ниже и мы свяжемся с вами в ближайшее время
Заявка успешно отправлена