Содержание
Сегодня мы продолжаем рассматривать особенности процедуры уведомления о впервые выявленном инфекционном заболевании или о подозрении на инфекционное заболевание. Основным документом здесь является Экстренное извещение об инфекционном заболевании (форма № 058/у). Она заполняется и подается в управление Роспотребнадзора не позднее 12 часов с момента обнаружения инфекции или появления подозрения на инфекционное заболевание.
Особенности заполнения Экстренного извещение об инфекционном заболевании
Экстренное извещение должен заполнять лечащий врач, установивший диагноз инфекционного заболевания. Тем не менее во многих медицинских организациях назначают специального ответственного, который составляет извещения и принимает от лечащих врачей информацию об обнаруженных инфекционных пациентах.
Важное условие – Экстренное извещение об инфекционном заболевании имеет право составлять только медицинский работник. Назначить ответственным за такие извещения девочку-администратора из регистратуры или деловода из канцелярии нельзя.
В самом извещении заполняются персональные данные пациента – фамилия, имя, отчество, пол, возраст, адрес проживание, название места работы (учебы) и его адрес.
На использование персональных данных пациента в Экстренном извещении согласие самого пациента не требуется. Предотвращение распространения инфекционного заболевания входит в категорию «общественно полезных целей» и для такого случая персональные данные могут обрабатываться без согласия их владельца.
Также в экстренном извещении указывается диагноз, выставленный пациенту. Отдельно ставится отметка о том, подтвержден ли диагноз лабораторно или нет. В случае подозрения на инфекционное заболевание диагноз ставиться с вопросительным знаком. Сам диагноз указывается в соответствии с МКБ-10. Напоминаю, что инфекционные заболевания содержатся не только в разделах A и B, но и в некоторых других разделах МКБ. Если вначале диагностировали обычное заболевание и только затем диагноз был изменен на инфекционный, следует указывать первоначальный диагноз, дату его изменения и новый диагноз.
Помимо диагноза, указываются даты:
- начала заболевания (со слов пациента или согласно результатам лабораторных исследований);
- первичного обращения к врачу (либо выявления случая);
- установления диагноза инфекционного заболевания;
- даты посещения школы или детского учреждения (если пациент посещал их, будучи больным).
В случае госпитализации пациента дополнительно заполняется дата и место госпитализации.
В Экстренном извещении указываются проведенные в медицинской организации первичные противоэпидемические мероприятия. Это могут быть дезинфекционные мероприятия, иммунизация, экстренная химиопрофилактика и т.д.
В конце Экстренного извещения заполняются:
- дата и время первичного информирования Роспотребнадзора по телефону (напоминаю, это нужно сделать в течение 2 часов после выявления инфекции);
- фамилия сообщившего в Роспотребнадзор об инфекции по телефону;
- фамилия сотрудника Роспотребнадзоре, принявшего телефонное сообщение – поэтому во время первичного информирования Роспотребнадзора по телефону не забудьте уточнить фамилию сотрудника, который с вами разговаривает;
- дата и время отправки Экстренного извещения;
- подпись пославшего Экстренное извещение с её полной расшифровкой.
Также обращаю внимание на то, что в большинстве регионов РФ сложилась практика по которой Роспотребнадзор не нужно извещать о каждом нетяжелом случае ОРЗ, ОРВИ. Вместо этого подается суммарный дневной отчет, в котором указывается количество таких пациентов и их разбивка по возрастным группам. Вместе с тем, в случае госпитализации пациента с ОРВИ или атипичным течением (подозрение на новую или нетипичную для РФ нозологию) индивидуальное извещение всё же нужно подавать. Точно так же его нужно подавать в случае гриппа или коронавирусной инфекции – это заболевания выделяются из числа обычных ОРВИ.
Почему необходимо знать региональное противоэпидемическое законодательство
В вопросах обязательного информирования государственных органов об инфекционных заболеваниях огромное значение имеет региональное законодательство – а именно Приказы региональных управлений Роспотребнадзора и местных санитарных врачей.
Во-первых, в этих нормативных актах иногда встречаются дополнительные меры уведомления. Так в Москве каждый случай инфекционного заболевания регистрируется в автоматизированной информационной системе по регистрации инфекционной и паразитарной заболеваемости (АИС «ОРУИБ»), причем регистрационный номер, присвоенный пациенту должен фиксироваться в его медицинской карте.
Во-вторых, в региональных актах иногда встречаются дополнительные сроки. Например, согласно п. 2.5.1 Приказ Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 16.03.2018 № 29, не позднее чем через 10 дней после постановки первоначального диагноза инфекционного заболевания этот диагноз должен быть подтвержден лабораторными (или инструментальными) исследованиями либо изменен, либо уточнен, либо отменен. При этом вся информация о подтверждении/изменении/отмене диагноза в течение 12 часов с момента постановки окончательного диагноза должна быть передана в АИС «ОРУИБ».
В-третьих, иногда региональные акты Роспотребнадзора придают на своей территории обязательную силу старым формам, которые «по общему правилу» считаются отмененными. Так форма №089/у-кв «Извещение о больном с вновь установленным диагнозом венерического или инфекционного кожного заболевания» была отменена. Однако согласно Приказу Управления Роспотребнадзора по г. Москве № 29, именно её нужно использовать на территории Москвы для уведомления кожно-венерологического диспансера о пациенте с впервые выявленным заболеванием, передающимся половым путем.
Другой пример — Инструкция по борьбе с лепрой, устанавливающая порядок извещения о случаях лепры. Обязательную силу этой инструкции отменили, не предложив ничего нового взамен. Управление Роспотребнадзора по г. Москве, в своем приказе № 29 определило, что на территории города Москвы регистрация заболевших лепрой осуществляется в порядке, определенной Инструкцией по борьбе с лепрой.
Ответственность за несообщения о случае инфекционного заболевания в Роспотребнадзор
Как я уже упоминал, многие частные клиники игнорируют требования закона об обязательном информировании Роспотребнадзора о случаях выявления инфекций. Очевидно, они считают эти требования не особо важными.
Тае не менее эти правовые нормы относятся в санитарно-эпидемиологическому законодательству, и их нарушение способно привести к внеплановым проверкам Роспотребнадзора.
Согласно статье 6.3 КоАП штрафы за несообщение о случаях выявленных инфекций могут достигать:
- 500 000 р., если никто впоследствии не заразился;
- 1 000 000 р., если из-за позднего сообщения о случае инфекции заразился другой человек.
Кроме того, статья 6.3 КоАП предполагает такую неприятную санкцию как административное приостановление деятельности медицинской организации на срок до 90 дней. Применяться она может просто «по факту» выявления нарушений в информировании Роспотребнадзора об инфекционных пациентах – даже без каких-либо тяжких последствий.
Однако если бы всё заканчивалось только административной ответственностью… Нет, возможна и уголовная ответственность.
Статья 237 Уголовного кодекса РФ (Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей) предполагает:
- до 2 лет лишения свободы в случае отсутствия последствий от сокрытия информации (ч. 1 ст. 237 УК РФ);
- до 5 лет лишения свободы в случае, если сокрытие информации нанесло вред здоровью человека (ч. 2 ст. 237 УК РФ). Обращаю внимание, что речь здесь идет не о тяжком вреде, а о любом вреде здоровью человека. То есть если из-за неподачи информации в Роспотребнадзор, другой человек заразился гриппом от пациента, это основание для квалификации по ч.2 ст. 237 УК РФ.
Наконец, в случаях игнорирования уведомлений об инфекционных пациентах, очень легко усмотреть состав статьи 236 УК РФ — нарушение санитарно-эпидемиологических правил, создавшее угрозу массовых заболеваний. Санкции по этой статье предполагают:
- штраф до 700 000 р или до 2 лет лишения свободы в случае, если всё обошлось, и угроза не реализовалась;
- штраф до 2 000 000 или до 5 лет лишения свободы, если в результате заразился и умер человек;
- до 7 лет лишения свободы, если в результате возникшей вспышки инфекции умерло 2 и более человека.
Автор статьи – Орленко Василий Васильевич, кандидат юридических наук, доцент
Статья написана 15.11.2024