Содержание
13 ноября 2024 г. было издано Постановление Правительства РФ № 1534, которым был законодательно утвержден новый подход к системе единовременных выплат за ранение. В качестве законодательного основания новой системы оплаты за ранения был издан и Указа Президента № 968 от 14 ноября 2024 г., которым был увеличен размер выплат лицам, получившим инвалидность вследствие ранения, контузии или травмы на СВО.
Особенности новой дифференциальной системы выплат за ранения на СВО
Новая система единовременных выплат за ранения, полученные на СВО, предполагает разделение ранений (травм, контузий, увечий) на 4 группы:
1. Ранения, которые повлекли инвалидность (например, контузия, вызвавшая потерю слуха) – 4 миллиона рублей.
Обращаю внимания, что выплата в 4 миллиона рублей должна быть назначена вне зависимости от категории инвалидности и способности нести военную службу в дальнейшем. Точно так же не имеет значение, установлена ли инвалидность временно или пожизненно. Предусмотренная Президентом выплата должна быть произведена в любом случае.
2. Ранения, которые отнесены к категории тяжких, но не повлекли инвалидности (например, проникающее ранение голеностопного сустава, повреждения органов брюшной полости и т.д.) – 3 миллиона рублей.
3. Ранения, которые отнесены к категории легких (например, закрытый перелом ключицы без смещения отломков или черепно-мозговая травма с сотрясением мозга) – 1 миллион рублей
4. Ранения, не вошедшие в Перечень легких и средних ранений (например, ранения мягких тканей руки или ноги без повреждения крупных кровеносных сосудов, мышц, сухожилий, нервных стволов) – 100 000 рублей.
Система выплат и старые ранения (полученные до вступления закона в силу)
Новая система выплат вступила в силу с 13 ноября 2024 г. Если выплата были назначена до этой даты, и она превышает размер, установленный Постановлением Правительства (ранее 3 миллиона выплачивались за любые ранения, в том числе легкие и не вошедшие в Перечень легких и средних ранений), она должна быть выплачена.
Увеличение выплат за ранение, причинившее инвалидность, до 4 миллионов рублей имеет обратную юридическую силу. Если такой раненый в течение 2022-2024 г. уже получил свою выплату за ранение, и она меньше 4 миллионов рублей (а это, как правило, именно так — потому что раньше выплаты за ранение не превышали 3 миллионов рублей), то он имеет право получить доплату, составляющую разницу между 4 миллионами рублей и полученной выплатой.
Для большинства получивших инвалидность это будет означать дополнительную выплату в 1 миллион рублей (в дополнение к 3 миллионам рублей, которые они получили раньше).
Особенности назначения единовременной выплаты за ранение
Как было сказано выше, размер выплаты теперь будет определяться в зависимости от тяжести ранения (травмы, контузии). Какие ранения относятся к тяжелым, а какие к легким определено в Перечне увечий (ранений, травм, контузий), утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 г. № 855.
Очень часто от формулировок диагноза зависит в какую категорию попадёт полученное ранение.
Подчеркиваю, что для оформления выплаты за ранение одной выписки из медицинской карты недостаточно. Согласно законодательству, раненый должен получить Справку о тяжести увечья (ранения, травмы, контузии), выданную военно-врачебной комиссией, по форме предусмотренной Приказом Министра обороны РФ от 08.12.2022 г. № 755 и скрепленную подписью Председателя и секретаря военно-врачебной комиссии.
Понятно, что в таких обстоятельствах роль военно-врачебных комиссий при определении единовременной выплаты за ранение, несомненно, возрастет.
Также напоминаю, военнослужащие ВС РФ являются застрахованными и ранение является страховым случаем. Единовременная выплата за ранение никак не связана со страховой выплатой.
Соответственно военнослужащий с ранением имеет право получить и единовременную выплату за ранение, и страховую выплату в связи с ранением.
Тем более, для страховой выплаты за ранение всё равно нужно оформлять документ, о котором мы писали выше – Справку о тяжести ранения.
Перечень легких и тяжелых ранений: необходимость его доработки
Согласно заявлению Министра обороны А.Р. Белоусова соответствие размеров выплат тяжести ранениям – это вопрос справедливости. Министр обороны отметил, что для реализации справедливого и взвешенного подхода к выплатам военнослужащим необходимо в кратчайшие сроки разработать пакет нормативно-правовых актов.
Полностью соглашаясь с позицией Министерства обороны, отмечу, что установление справедливого соответствия между тяжестью ранения и размером выплаты невозможно без детального анализа (и, в случае необходимости, – доработки) Перечня увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 г. № 855.
Обращаю внимание, что Перечень был утверждён еще в 1998 году, в мирное время и с началом СВО в него не вносились изменения. Это понятно, так как сам Перечень носит медицинский характер и, очевидно, возобладало мнение, что вопрос о дополнении или изменении Перечня скорее относится к сфере медицины и инициировать этот процесс должны медики.
Тем не менее, по моему мнению, в связи с переходом к системе зависимости размера выплаты за ранение от его тяжести, некоторые места Перечня нуждаются в уточнении или изменении. Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров:
1. Согласно Перечню, термические ожоги 1 степени с площадью поражения более (!!!) 40 процентов поверхности тела отнесены к легким ранениям. В то же время «ожоги, сопровождающиеся шоком любой степени тяжести» отнесены к тяжелым ранениям. Отмечу, что ожоги с поражением 40%-45% тела (пусть даже 1 степени) – это всегда тяжелый шок. Лечение таких пострадавших происходит в условиях реанимации. Указанное подтверждается Табл. 1 раздела 1.5. Клинических рекомендаций «Ожоги термические и химические. Ожоги солнечные. Ожоги дыхательных путей», одобренных Минздравом РФ, согласно которым ожоговый шок развивается при ожоге более 15% тела, а в случае ожога более 40% тела – всегда наступает ожоговый шок. Таким образом, по определению не может быть поражения более 40% тела без ожогового шока, как не может быть и легкораненых с такими поражениями.
Подобное противоречие создает угрозу того, что если бойцу с ожогом более 40 % кожи и серьёзнейшей угрозой для жизни в медицинской карте вместо слов ожоговый шок» напишут «ожоговая болезнь» или «ожог 60 % тела» (а у нас часто используются именно такие формулировки), то боец будет ошибочно отнесен к легкораненым и получит компенсацию в 1 миллион рублей вместо положенных ему 3 миллионов.
2. В Перечне к тяжелым ранениям отнесены травматические ампутации конечностей. Однако боец может потерять конечность и в результате гнойных осложнений после ранения мягких тканей (в случае осколочных ранений – это достаточно большая вероятность). Однако такая ампутация уже будет не травматической, а хирургической и в перечень тяжких ранений не входит. Получается, что боец, потерявший конечность прямо на поле боя, получит 4 миллиона рублей. А боец, потерявший конечность в госпитале в результате осложнений (например, той же анаэробной инфекции) может претендовать только на 1 миллион. Или всего на 100 000 р. если инфекция, приведшая к ампутация произошла на фоне ранения мягких тканей.
3. Кстати об анаэробной инфекции (в просторечии «газовой гангрене»). Даже без потери конечности это крайне грозное осложнение, всегда угрожающее жизни человека. Однако Перечень игнорирует его. Считаю целесообразным дополнить Перечень такой позицией как «любые инфекционные осложнения ранений, сопровождающиеся клиникой инфекционно-токсического шока или иными жизнеугрожающими состояниями».
4. Теперь о военных медиках. Их заражение, в связи с исполнением служебных обязанностей, ВИЧ-инфекцией или вирусным гепатитом приравнивается к тяжелым ранениям. Это, несомненно, правильно. Однако заражения в связи с исполнением служебных обязанностей туберкулезом, ботулизмом (не будем забывать о возможности применения бактериологического оружия), лептоспирозом (и снова напомню о биологическом оружии), тифами и паратифами вообще не входят в Перечень и максимальный размер компенсации составляет всего 100 000 р. Это связано с тем, что их возбудители относятся к патогенам 3 группы и считаются «малоопасными». Однако можно ли сказать, что заболевание туберкулезом или тифом менее опасно чем сотрясение мозга (классический пример лёгкого ранения)? Получивший сотрясение мозга может рассчитывать на компенсацию в миллион рублей, а заболевший туберкулезом в результате исполнения служебных обязанностей – всего на 100 000. Полагаю, что случаи заражения некоторыми заболеваниями (не всеми, конечно) чьи возбудители относятся к патогенам 3 группы необходимо внести, как минимум, в Перечень легких ранений и увечий.
И это далеко не все места Перечня, которые нуждаются в дополнительном уточнении.
В силу крайней актуальности и высокой общественной значимости считаю необходимым формирование рабочей группы по совершенствованию Перечня увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым или легким (Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 г. № 855). В состав этой рабочей группы целесообразно было бы включить представителей Минобороны и Минздрава, военных врачей, медицинских юристов, представителей общественных организаций ветеранов ВС РФ, а также военкоров, регулярно посещающих линию фронта (как лиц имеющих постоянный контакт с бойцами СВО и знающих о проблемах, с которыми сталкиваются военнослужащие при фиксации и юридическом оформлении факта ранения).
Автор статьи – Орленко Василий Васильевич, кандидат юридических наук, доцент
Статья написана 29.11.2024