129085, Москва, пр. Мира 101, стр.2, к.45

+7 495 142 15 75

Пн-Пт с 10:00 до 19:00

Акт проверки качества медицинской помощи: пользы мало, а выбросить жалко. Часть 1

Орленко Василий Васильевич

кандидат юридических наук, доцент

Медицинские организации часто сталкиваются с надзорными и контролирующими проверками со стороны государства. При этом проверяющие органы могут быть заинтересованы не столько в объективном выявлении имеющихся нарушений, сколько в фиксации их как можно большего количества. К сожалению, множество юридических неточностей в имеющихся формах документов играет на пользу такой обвинительной позиции проверяющих органов. Особое значение в этом смысле, имеет «Форма акта проверки качества оказания медицинской помощи», утвержденная Приказом Росздравнадзора от 28.02.2007 № 434-Пр/07.

Помимо того, что сама форма проверки является устаревшей, вызывает большое количество вопросов и ее правовое содержание. Рассмотрим более подробно имеющиеся проблемы.

Так, в Акте проверки предусматривается 14 пунктов по которым     Комиссией Росздравнадзора проверяется качество оказания медицинской помощи. Содержание этих пунктов оставляет желать лучшего.

Проблемы с материалами, на которые можно ссылаться в Акте проверки

Согласно п.1 в ходе проверки устанавливается: анализируемая медицинская документация, гистологические, селекционные, биопсийные препараты. Очевидно, что в слове «селекционные» допущена опечатка и подразумевались секционные препараты. Однако, с 2007 года, в котором была утверждена форма Акта проверки, данная описка так и не была исправлена.

Кроме того, содержание данного пункта представляется неполным, поскольку в условиях развития телемедицины и цифровизации здравоохранения также необходим анализ видеозаписей проводимых медицинских манипуляций, результат работ компьютерных программ (включая рентгенологические и томографические снимки и т.д.). Таким образом, отсутствие данных категорий в п.1 Акта проверки делает неправомерным возможный запрос проверяющих органов на анализ соответствующих материалов.

Самоограничения Росздравнадзора во время проверки качества медицинской помощи

Согласно п.2 Акта проверки, в ходе проверки проводится экспертиза качества медицинской помощи, которая включает в себя: обоснованность госпитализации (п.2.1) и оценку адекватной тактики и объема помощи (п.2.2). Подчеркнем, что данный перечень является исчерпывающим. Таким образом, Росздравнадзор самостоятельно ограничил себя в объеме проверяемого содержания медицинской помощи, ограничившись двумя пунктами. Отметим, что Приказом Минздрава России №203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» предусматривается более двадцати критериев оценки качества оказания медицинской помощи в амбулаторных и стационарных условиях.

Согласно п.3 формы Акта проверки, в ходе проверки устанавливается соответствие стандартам оказания медицинской помощи. Подчеркнем, что данная формулировка также является исчерпывающей и означает что проверяющие органы не имеют права оценивать соответствие оказываемой медицинской помощи клиническим рекомендациям. Думаю, что многим медицинским работникам следует об этом помнить, особенно если они не согласны с выводами Комиссии.

Отсутствие терминологической определенности. Что именно имеет проверяет Росздравнадзор?

Также, стоит отметить, что согласно п.9.1 и 9.2 формы Акта проверки утверждается определенный перечень документов для проверки. Я бы хотел еще раз обратить внимание читателей на то, что данный перечень является исчерпывающим и не включает в себя документы, связанные с режимом работы с информацией и данными, например Положение о защите персональных данных. Таким образом, в ходе проверки качества оказания медицинской помощи проверяющие органы не вправе запрашивать документацию о персональных данных и другую документацию,  регулирующую режим работы с информацией с ограниченным доступом (прим. — обратите внимание, что при этом саму информацию с ограниченным доступом, например   медицинские карты,  Комиссия имеет право запрашивать и изучать ).

Другие дефекты в утвержденной форме Акта проверки

Необходимо отметить, что согласно пунктам 4 и 5 формы Акта проверки, в ходе проверки выясняются сведения о наличие в медицинской организации соответствующего материально-технического оснащения, а также оценивается состояние и использование   кадровых и материально-технических ресурсов.

При этом, в Положении о Росздравнадзоре, во исполнение которого принят Приказ, не содержится прямых указаний на данные компетенции. Кроме того, раскрытие правового содержания понятий «технической оснащенности» и «материально-технических ресурсов» не содержится ни в одном действующем нормативно-правовом акте. Таким образом, без конкретизации нормативного содержания этих понятий, невозможно говорить, о том, что именно должен контролировать и оценивать Росздравнадзор.

Аналогичное замечание также относится и к формулировке «медицинские технологии», раскрытие правового содержания которого не содержится ни в одном законодательном акте.

Согласно п.6 формы Акта проверки, в ходе проверки устанавливаются сведения о профессиональной подготовке специалистов. В связи с этим, сразу встает вопрос: что именно возможно считать «профессиональной подготовкой»? Оценивается ли только базовое образование или также имеет значение ДПО и проходимые стажировки? Кроме того, отсутствует уточнение, что сведения устанавливаются в отношении именно медицинских специалистов, что дает слишком широкие полномочия проверяющим.

Согласно п.7 формы Акта проверки, в ходе проверки устанавливаются сведения об обеспечении лечебно-диагностического процесса лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения. Здесь снова стоит отметить, что данный перечень является исчерпывающим. Таким образом, проверяющие органы не вправе организовывать проверки, например, обеспеченности медицинской организации лечебным и диетическим питанием. Кроме того, в данный перечень не входят различные медицинские и терапевтические процедуры и мероприятия, в том числе реабилитационные (лечебная физкультура), а также терапевтические (различные виды медицинских манипуляций, лечение физическими и механическими воздействиями, ортопедические манипуляции и т.д.).

Обвинительный характер Акта проверки качества медпомощи

Кроме того, юридически сомнительным является и внесение в форму Акта проверки графы о совершенных административных правонарушениях. Мы полагаем, что включение такой графы в качестве обязательной составной части формы Акта проверки по «умолчанию», свидетельствует об обвинительном характере разработанной Росздравнадзором формы. Обвинительный характер также имеет и включение в описание Приложений к Акту проверки сведений о работниках, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований.

Если упомянутые графы опциональны и в случае, когда проверка докажет невиновность медицинского работника не заполняются, об этом должно быть указано в форме Акта, хотя бы в форме примечание. В ином случае создается впечатление, что сам факт проведения проверки предполагает виновность медицинского работника, а Акт призван не отобразить беспристрастное расследование, а лишь документально зафиксировать прегрешения заранее назначенного виновного.

Противоречия в определении объекта проверки

Наиболее же «уязвимым» местом формы Акта проверки, является терминологическая неточность, связанная с самим объектом проверки.  Так, формулировка, имеющаяся в самом названии Акта как «Акта по проверке оказания медицинской помощи» несет терминологическое расхождение с формулировками пунктов 5.8 и 5.1.3.2 Положения о Росздравнадзоре.

Согласно Положению о Росздравнадзоре, последний осуществляет проверку деятельности в сфере здравоохранения и медицинской деятельности. Отметим, что в статье 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская деятельность и медицинская помощь рассматриваются как разные понятия.

Таким образом, имеющиеся в Приказе Росздравнадзора терминологические расхождения имеют нормативное значение, поскольку объектом проверки медицинской деятельности является организация и реализация системной деятельности по оказанию медицинской помощи, в то время как объектом проверки непосредственно оказания медицинской помощи являются непосредственно сами медицинские меры (диагностические и терапевтические процедуры и т.д.).

Конечно, некоторые читатели могут посчитать, что всё приведенное это «теория». Однако согласимся, что Акт проверки должен четко отвечать на вопрос – «что именно проверяется». И если в бытовой речи мы можем использовать слова «медицинская помощь» и «медицинская деятельность» как синонимы, то в официальных документах это недопустимо. Очевидно, что за 15 лет, которые прошли с утверждения формы акта много изменилось: и в законодательстве, и в организации здравоохранения. Старую форму акта уже давно нужно было отменять и заменять новой. Так как его проблемы отнюдь не исчерпываются неправильной терминологией. Устаревшая форма акта несет и гораздо более неприятные для медицинского сообщества последствия.  Но об этом мы поговорим на следующей неделе.

Продолжение следует

Автор статьи – Орленко Василий Васильевич, кандидат юридических наук, доцент

Статья написана 13.01.2023

Записаться на консультацию
Нужна помощь юриста?

Заполните заявку ниже и мы свяжемся с вами в ближайшее время
Заявка успешно отправлена