129085, Москва, пр. Мира 101, стр.2, к.45

+7 495 142 15 75

Пн-Пт с 10:00 до 19:00

Что проверяет Роспотребнадзор в медицинских организациях?

Орленко Василий Васильевич

кандидат юридических наук, доцент

Для многих руководителей клиник проверки Роспотребнадзора становятся серьезным испытанием: необходимо не только понимать правовые аспекты процесса, но и быть готовыми к возможным последствиям, включая штрафы или предписания об устранении нарушений.

В данной статье мы разберем основные аспекты таких проверок: что инспектор проверяет в ходе проверки, какие нарушения встречаются чаще всего и как медицинскому бизнесу подготовиться к взаимодействию с надзорным органом.

Плановая проверкаВнеплановая проверка
Частота проверокВ зависимости от класса риска, для умеренного и среднего риска — 1 раз в три годаПри наличии оснований — в любое время, не регламентируются периодичностью.
Основания для проведенияВключение в ежегодный план проверок, основанный на анализе рисков и категоризации организаций.Обращения граждан, жалобы, факты нарушений, выявленные в ходе мониторинга, публикации в СМИ, истечение сроков ранее выданных предписаний, соответствие индикаторам риска.
Порядок уведомленияУведомление направляется за три рабочих дня до начала проверки через Единый портал госуслуг или почтой.Может не направляться в случае угрозы жизни и здоровью (например, при нарушениях санитарного законодательства) или по жалобам, требующим незамедлительного реагирования. В случаях без угрозы жизни или здоровью — не позднее чем за 24 часа до начала проверки. 
Сколько длится проверкаДо 20 рабочих дней (до 10 рабочих дней на выездную проверку и до 10 рабочих дней на документарную).  В срок не включаются время получения объяснений, ответов на запросы, проведения экспертиз и т.д. До 20 рабочих дней (до 10 рабочих дней на выездную проверку и до 10 рабочих дней на документарную). В срок не включаются время получения объяснений, ответов на запросы, проведения экспертиз и т.д.
Предупреждает ли Роспотребнадзор о проверке?Сайт Роспотребнадзора и сайт Генпрокуратуры — веб-ресурсы, на которых самостоятельно можно посмотреть ежегодный план проверок.В большинстве случаев происходит внезапно. Возможны такие мероприятия  без предварительного уведомления как  контрольная закупка, мониторинговая закупка, инспекционный визит и т.д. В отдельных случаях за 24 часа до проверки высылается копия решения о проведении проверки 
Формы проверокДокументарная и выездная.Документарная и выездная.

Отдельно стоит сказать о моратории на проведение проверок Роспотребнадзора. В марте 2022 года правительство ввело запрет на проведение проверок бизнеса органами власти, который на момент написания статьи был продлен до 2030 года.

Исключение составляют частные медицинские организации, которые относятся к категориям высокого и чрезвычайно высокого риска (в государственных медицинских организациях любых категорий риска плановые проверки заменены на профилактические визиты до 2030 года).  Большинство небольших медицинских клиник не относится к такой категории бизнеса. Однако, стоит подчеркнуть, что за последнее время увеличилось количество оснований, которые позволяют проверить деятельность организации во внеплановом порядке. 

Что проверяет Роспотребнадзор в медицинской клинике

Роспотребнадзор обращает внимание на следующие аспекты деятельности медицинских организаций:

  1. Санитарно-эпидемиологическое состояние:

Совет: убедитесь, что в организации ведется журнал учета уборки, все средства для уборки имеют сертификаты, инвентарь для уборки хранится в отдельном помещении, на нем указаны применяемые дезинфицирующие средства в необходимой концентрации и их срок действия. Кроме этого, в клинике должен быть назначен ответственный за работу с медицинскими отходами.   

  1. Качество воды и воздуха:

Совет: обратите внимание на категорию помещений соседствующих с помещения медицинского центра, проверьте приобретено ли и функционирует подходящее площади оборудование для обеззараживания воздуха в помещениях. 

  1. Какие документация проверяют:

Совет: проверьте, что уголок потребителя в клинике расположен в легко доступном для потребителя месте, он содержит актуальный прайс о стоимости услуг, составленным в соответствии с Номенклатурой медицинских услуг, а также правила оказания услуг в клинике. Отдельно стоит обратить внимание на размещение книги отзывов и предложений. Это необязательный документ, но он может помочь получить обратную связь с пациентом не через проверяющий орган с внеплановой проверкой. 

  1. Оборудование и инструменты:

Совет: проследите, что журналы предстерилизационной очистки инструментов соответствуют журналам стерилизации, а емкости с дезрастворами правильно промаркированы.

Важность внутреннего аудита перед проверкой

Проведение внутреннего аудита позволяет выявить и устранить нарушения до прихода проверяющих. Это включает:

  1. Проверку соблюдения санитарных норм на всех этапах работы.
  2. Анализ документации на соответствие требованиям.
  3. Контроль работы персонала и их готовности к взаимодействию с инспекторами.
  4. Проведение обучающих мероприятий для сотрудников.

Регулярный внутренний аудит снижает риск наложения штрафов, которые могут достигать 500 тыс. рублей для юридических лиц, или приостановки деятельности организации на срок до 90 суток. 

Часто выявляемые нарушения в медицинских клиниках

Не все медицинские организации соответствуют требованиям законодательства, и проверки часто выявляют нарушения. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

  1. Нарушения в ведении документации

Одной из самых частых причин штрафов является несоблюдение порядка ведения санитарно-гигиенической документации. Среди типичных ошибок:

Также Роспотребнадзор часто выявляет нарушения, связанные с соблюдением прав потребителей. Здесь типичными нарушениями со стороны медицинских организация являются:

  1. Нарушения санитарно-эпидемиологического режима

Роспотребнадзор уделяет особое внимание санитарно-эпидемиологическому режиму в медицинских учреждениях. Часто встречающиеся проблемы:

  1. Нарушения в стерилизации инструментов

Стерилизация инструментов — один из ключевых аспектов безопасности пациентов. Инспекторы нередко выявляют следующие нарушения:

  1. Нарушения в обращении с медицинскими отходами

Неправильное обращение с медицинскими отходами представляет угрозу для здоровья людей и окружающей среды. Среди выявляемых нарушений:

  1. Несоответствие требований к персоналу

Для медицинского персонала существуют строгие требования к профессиональной подготовке и состоянию здоровья. Основные нарушения:

  1. Несоответствие помещений санитарным требованиям

Медицинские клиники должны соответствовать строгим требованиям к планировке, вентиляции и освещению помещений. Типичные нарушения:

Как вести себя с инспектором Роспотребнадзора

  1. Сохраняйте спокойствие и вежливость. Взаимодействие с проверяющим должно быть конструктивным и профессиональным.
  2. Запрашивайте документы инспектора. Убедитесь, что у проверяющего есть официальное удостоверение и приказ на проведение проверки, где указано ФИО проверяющего и данные проверяемого, основания проверки.
  3. Не допускайте лишних разговоров. Отвечайте четко и по существу на заданные вопросы.
  4. Сопровождайте инспектора. Назначенный сотрудник должен сопровождать проверяющего и фиксировать все его действия.
  5. Ведите протокол событий. Записывайте, какие помещения осматривались, какие документы запрашивались, и какие замечания были озвучены.
  6. Не подписывайте документы без их внимательного прочтения. Если инспектор предлагает подписать акт проверки, убедитесь, что в нем корректно отражены все факты. При необходимости добавьте свои замечания.
  7. Обратитесь за юридической помощью. В случае возникновения спорных ситуаций сразу же привлеките юриста для защиты интересов вашей организации.

Советы юриста по подготовке к проверкам

  1. Держите документацию в порядке. Регулярно обновляйте обязательные документы и проверяйте их на соответствие требованиям.
  2. Обучайте персонал. Проводите тренинги и инструктажи для сотрудников по поведению во время проверки.
  3. Планируйте взаимодействие с Роспотребнадзором. Назначьте ответственное лицо, которое будет сопровождать проверяющих и отвечать на их вопросы. 
  4. Не скрывайте информацию. Открыто предоставляйте данные и документы, запрошенные инспекторами.
  5. Обращайтесь за юридической помощью. Привлекайте юристов, специализирующихся на медицинском и санитарном праве, при проведении внутренних аудитов,  для сопровождения проверок, а также при возникновении спорных ситуаций. Так вы сможете избежать негативных последствий для бизнеса.

Оспаривание акта проверки клиники

Если результаты проверки Роспотребнадзора содержат нарушения, с которыми медицинская организация не согласна, важно их вовремя оспорить. На это дается 30 суток с момента составления акта проверки. 

Возможно оспорить следующее:

Основные шаги:

Если жалоба не дала результата, обратитесь в суд для оспаривания акта проверки в судебном порядке, заручившись помощью юриста.

Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований — это не только обязанность медицинских клиник, но и залог безопасности пациентов, персонала и окружающей среды. Подготовка к проверкам Роспотребнадзора должна быть заблаговременной, систематической и комплексной. Это позволит избежать штрафов и сохранить репутацию клиники.

Автор статьи – Орленко Василий Васильевич, кандидат юридических наук, доцент

Статья написана 23.12.2024

Записаться на консультацию
Нужна помощь юриста?

Заполните заявку ниже и мы свяжемся с вами в ближайшее время
Заявка успешно отправлена