Содержание
- 1 Почему пациенты не могут получить положенные им бесплатные лекарства?
- 2 Особенности обеспечения орфанных пациентов бесплатными лекарственными средствами.
- 3 Необходимость расширения перечня жизнеугрожающих заболеваний официально признана
- 4 Поручение Конституционного суда пересмотреть систему финансирования лечения жизнеугрожающих заболеваний
Почему пациенты не могут получить положенные им бесплатные лекарства?
Один из распространенных исков к государственным медицинским учреждениям – это требование пациента обеспечить его причитающимися по закону бесплатными лекарствами. Конечно, никто не судится в отношении аспирина или анальгина. Существуют лекарственные препараты, стоимость одной дозы которых составляет сотни тысяч рублей. Тогда полный курс лечения обходится в миллионы. А еще очень часто столь дорогостоящее лечение применятся при хронических заболевания. Соответственно, лечение нужно повторять снова и снова, на протяжении многих лет.
К сожалению случаи, когда пациент не может получить необходимое ему лекарство, не так уж и редки. Для отказов используются самые различные предлоги – чаще всего, неподтвержденность диагноза. Хотя иногда приводятся и иные причины – «неправильное оформление документации», «необходимость подождать перевода денежных средств на закупку» и т.д.
Впрочем, не следует винить медицинские организации и упрекать их в бездушности – бюджет не «резиновый» и деньги, потраченные на лекарства для одного пациента с редким заболеванием, могут оставить без необходимых лекарственных препаратов тысячи других пациентов. Закупка одной дозы средства для терапии редкого генетического заболевания может обернуться нехваткой в больнице антибиотиков или обезболивающих.
Однако можно понять и другую сторону. Пациент и его родственники не имеют возможности закупить редкий препарат самостоятельно. Они знают, что закон гарантирует бесплатное лекарственное обеспечение и не хотят закрывать глаза на его игнорирование. Подавая иски и требуя исполнения закона, они в своем праве.
Особенности обеспечения орфанных пациентов бесплатными лекарственными средствами.
Наиболее часто лекарств, имеющих очень значительную стоимость, требуют пациенты, страдающие так называемыми орфанными заболеваниями. Какие же заболевания считаются орфанными?
В соответствии с ч.1 статьи 44 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ», орфанными, то есть редкими заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения. Перечень орфанных заболеваний, утвержденный Минздравом РФ, на сегодняшний день включает в себя 293 позиции и более 1000 заболеваний. Уточню, что одна позиция может включать в себя несколько заболеваний. Например, позиция «Иммунодефициты с преимущественной недостаточностью антител» включает в себя 14 различных иммунодефицитов.
Из всего множества орфанных заболеваний выделяются две особые группы. Первая из них – это Перечень 14 высокозатратных нозологий (сюда входят гемофилия, муковосцидоз, рассеянный склероз, злокачественные заболевания крови и т.д.). Лекарственные средства для лечения этих заболеваний закупаются за счет федерального бюджета, а затем уже передаются в субъекты РФ.
Вторая группа – это так называемые «Жизнеугрожающие и прогрессирующие орфанные заболевания». В него вошло 17 патологий. Это болезнь Вильсона, порфирия, болезнь «кленового сиропа» и т.д. Препараты для лечения заболеваний, входящих в этот перечень, закупаются уже за счет бюджета субъекта РФ.
Здесь мы впервые сталкиваемся с причинами для недовольства пациентов. Бюджеты субъектов РФ значительно отличаются. И если в бюджете Москвы средств на закупку лекарств для пациентов с патологиями, входящими в Перечень жизнеугрожающих, всегда хватает и даже с избытком, то в дотационном регионе – это не всегда так. Однако присутствует еще большая проблема.
Как я указывал выше, в перечень орфанных заболеваний входит более 1000 патологий. Из них источники бюджетного финансирования законодательно определены только для 31 (14 высокозатратных нозологий за счет бюджета РФ и 17 жизнеугрожающих – за счет бюджета субъектов РФ).
Для подавляющего большинства орфанных заболеваний источник бюджетного финансирования закупок лекарств законом не определен. В связи с этим вопросом происходит множество судебных споров. Суды обычно возлагают обязанность закупить лекарства на региональные власти. Но в региональном бюджете расходы запланированы только для 17 болезней, входящих в Перечень жизнеугрожающих. Для остальных 1000 орфанных заболеваний в местном бюджете просто нет средств. Поэтому региональный Минздрав при всем желании не может исполнить решение суда. А пациент рискует остаться (так нередко и получается в реальности) с решением суда в свою пользу, но без возможности исполнения этого решения – то есть без необходимых лекарств.
Необходимость расширения перечня жизнеугрожающих заболеваний официально признана
Все многочисленные проблемы, описанные выше, и мешающие орфанным пациентам получить бесплатное лечение нашли свое отражение в Постановлении Конституционного Суда РФ от 26.09.2024 г. № 41-П.
В частности, Конституционный суд совершенно справедливо отметил, что нельзя считать, что орфанные заболевания, не включенные в официальный Перечень жизнеугрожающих, не являются тяжелыми, угрожающими жизни и инвалидизирующими. Также суд отметил, что при одном и том же заболевании прогноз его развития (течения) может существенно различаться в зависимости от клинических характеристик, например от степени и характера генетических поражений. Таким образом, пациенты, страдающие заболеваниями, не входящими в Перечни, испытывают не меньшую нужду в лекарственных средствах.
Заслуживает внимания то, что Суд подчеркнул необходимость государственной поддержки всех без исключения орфанных пациентов:
«Высокая стоимость указанных лекарственных средств делает их самостоятельное приобретение нуждающимися в них лицами затруднительным, а зачастую невозможным. Обращение к лекарственному обеспечению за счет государственного бюджета – для них фактически единственный доступный способ получить жизненно необходимое лечение. Сохранение жизни и поддержание здоровья лиц, страдающих орфанными заболеваниями, всецело зависит от выполнения государством принятых на себя обязательств».
Поручение Конституционного суда пересмотреть систему финансирования лечения жизнеугрожающих заболеваний
Конституционный суд отметил, что недостаточность финансовых ресурсов «не предполагает даже временного прекращения исполнения государственных полномочий, от которых непосредственно зависит жизнь и здоровье граждан». На основании этого он посчитал нормы ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», противоречащими Конституции РФ в части отсутствия резервного механизма обеспечения лекарствами орфанных пациентов с жизнеугрожающими заболеваниям. По мнению Конституционного Суда, обязанность обеспечить лечение орфанных пациентов с жизнеугрожающими заболеваниями остается на субъекте РФ.
Но в случае нехватки денежных средств в бюджете региона, закупка лекарств не должна становиться частным делом пациента — для этого в законодательстве следует предусмотреть резервный механизм, позволяющий экстренно обеспечить пациента лекарствами за счет федерального бюджета. Отсутствие такого механизма, которое мы наблюдаем сейчас, Конституционный Суд квалифицировал как «пробел в правовом регулировании, создающий опасность для жизни и здоровья граждан и противоречащий принципу справедливости».
В связи с этим Конституционный Суд дал поручение федеральному законодателю в возможно более короткий срок внести в законодательное регулирование необходимые изменения, предусмотрев резервный механизм обеспечения орфанных пациентов лекарственными средствами.
Со своей стороны, напоминаю, что согласно ст. 6 ФКЗ «О Конституционном суде РФ» Решения Конституционного Суда обязательны для всех органов государственной власти и должностных лиц. Поэтому мы имеем полное право ожидать разработки соответствующего законопроекта. С другой стороны, «возможно более короткий срок» — эта весьма неопределенная формулировка, поэтому не исключен и негативный вариант, когда законопроект подготовят… но он будет годами проходить различные «согласования» и «доработки», откладывающие его принятие и вступление в силу.
Автор статьи – Орленко Василий Васильевич, кандидат юридических наук, доцент
Статья написана 22.11.2024