129085, Москва, пр. Мира 101, стр.2, к.45

+7 495 142 15 75

Пн-Пт с 10:00 до 19:00

Правовое регулирование ветеринарного и агробиологического законодательства в РФ

Орленко Василий Васильевич

кандидат юридических наук, доцент

Ветеринарное право, его связь с медицинским и санитарным правом

Как юристу, специализирующемуся в медицинском праве, мне приходится иметь дело с крайне широким кругом вопросов, включающим в себя законодательство об охране общественного здоровья, вопросы правового регулирования фармацевтической деятельности и оборота медицинских изделий, различные аспекты взаимодействия пациентов и медицинского персонала и множеством других тем.

Тем не менее, сугубо медико-правовыми вопросами моя юридическая практика не исчерпывается. Довольно тесно с «медицинским законодательством» пересекается и экологическое законодательство, и законодательство о животноводческой и сельскохозяйственной деятельности (включая так называемое «ветеринарное право»). В западных странах (как романо-германской, так и англо-саксонской правовой семьи) совокупность данных отраслей права объединяется в понятия Biological-Medical Law (BML или био-медицинское право) и AgroBioLegal (ABL или агробиологическое право). Поэтому с правовыми коллизиями, встречающимися в этих сферах, мне также неоднократно приходилось иметь дело.

Здесь стоит отметить, что на данный момент вопросы «пересечения» медицинского и био-санитарного законодательства имеют особое значение и актуальность ввиду затухающей (но не оконченной!) глобальной пандемии COVID-19 и угроз наподобие оспы обезьян, с которой мы столкнулись в 2022г. Зоонозный характер многих инфекций автоматически включает в круг «экологического цикла» не только человека, но и различных животных, что требует соответствующего надзора и регулирования. Помимо этого, спровоцированный пандемией факт разрыва глобальных экономических и торговых связей неизбежно влияет и на био-санитарные механизмы, что требует особого рассмотрения и изучения. 

В рамках этой заметки я очень кратко рассмотрю основные источники ветеринарного законодательства в РФ, не останавливаясь на частностях. Если эта тема вызовет интерес, то позже вернусь к рассмотрению отдельных вопросов и проблем ветеринарного законодательства.

ФЗ «О ветеринарии» и перечень заразных и иных болезней животных

Начнем с того, что важнейшим нормативно-правовым актом, регламентирующим вопросы ветеринарной деятельности, является Закон РФ N 4979-1 «О ветеринарии». Стоит отметить, что 28 июня 2022-го года был принят Федеральный закон № 221 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии». Так, данный закон вносит правки в правила маркировки и учета животных, а также в процедуру определения зоосанитарного статуса. Однако, данные правила начинают действовать только с 01.09.2023 года.  Согласно ст.1 Закона «О ветеринарии», основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются:

Отметим, что по состоянию на июль 2022-го года, перечень заразных и иных болезней животных содержит 109 наименований, включающих в себя: ящур, чуму крупного рогатого скота, блютанг, сибирскую язву, бешенство, туберкулез, бруцеллез, лептоспироз, оспу овец и коз, скрепи овец и коз, африканскую чуму лошадей и свиней и многие другие.

Сам перечень установлен Приказом Минсельхоза России № 62 «Об утверждении Перечня заразных и иных болезней животных». Многие из них (сибирская язва, ящур, бруцеллез, туберкулез, бешенство и т.д.) представляют опасность и для человека. Поэтому нарушение ветеринарных норм легко может перейти в нарушение санитарных норм, за которые установлена уже уголовная ответственность, в том числе и с лишением свободы.

Предназначение ветеринарных правил

Статья 2.1 Закона «О ветеринарии» устанавливает порядок нормативного регулирования правил в области ветеринарии. Так, согласно п.1 ст.2.1 указанного Закона:

Ветеринарные правила являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при осуществлении:

Таким образом, мы можем видеть, что данные правила регламентируют довольно широкий круг деятельности, в том числе связанный с осуществлением ветеринарно-биологических процедур и установлением карантина.

Задачи Государственной ветеринарной службы и ветеринарный контроль

Также, отметим, что положениями Закона «О ветеринарии» регламентируется работа Государственной ветеринарной службы Российской Федерации. Согласно п.1 ст.5 указанного Закона, задачами Государственной ветеринарной службы являются:

Отметим, что государственный ветеринарный контроль (надзор) также регламентируется положениями Постановления Правительства РФ N 1097 «О федеральном государственном ветеринарном контроле (надзоре)».

В текущих условиях глобальных эпидемических кризисов, актуальность и значимость приобрели те положения Закона «О ветеринарии», которые регламентируют защиту населения от болезней общих для человека и животных. Так, статья 19 Закона, предусматривает изъятие животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных. Конкретные правила изъятия, в свою очередь, регламентируются Постановлением Правительства РФ № 310 «Об утверждении Правил изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных».

Ветеринарно-санитарная экспертиза

Рассмотрев некоторые положения относительно правового регулирования ветеринарии, стоит затронуть вопрос порядка проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и ее эпидемического значения и значения для охраны общественного здоровья. Так, согласно статье 21 Закона «О ветеринарии»:

«Мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей.

Ветеринарно-санитарной экспертизе подлежат также корма и кормовые добавки растительного происхождения и продукция растительного происхождения непромышленного изготовления, реализуемая на продовольственных рынках или используемая на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, в сфере внутренних дел, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере исполнения наказаний, в сфере государственной охраны и в области обеспечения безопасности».

Таким образом, нормы данного закона устанавливают необходимый объем контрольных и экспертных процедур для обеспечения здоровья граждан при потреблении ими животной и сельскохозяйственной пищевой продукции. Так, согласно уже указанной выше статье 21 Закона «О ветеринарии»:

«Запрещаются реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, молока, молочных продуктов, яиц, иной продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе».

Отметим, что по состоянию на январь 2023-го года сам порядок производства экспертизы регламентируется несколькими нормативно-правовыми актами, к которым относятся:

Помимо этого, порядок и правила проведения ветеринарно-санитарной экспертизы регламентируется ст. 30 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» ТР ТС 021/2011.

Так, согласно ч. 3 ст. 30 указанного технического регламента безопасности пищевой продукции, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и оформление ее результатов осуществляется в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, а также разд. XI Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) и Протоколом о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (Приложение N 12 к Договору о ЕАЭС).

Таким образом, необходимость проведения ветеринарно-санитарной экспертизы как способа обеспечения эпидемического благополучия и защиты здоровья граждан устанавливается положениями Закона «О ветеринарии». В свою очередь, правила и конкретный порядок ветеринарно-санитарной экспертизы в отношении отдельных групп продукции устанавливается Приказами Минсельхоза России. Помимо этого, порядок ввоза и вывоза из Российской Федерации продукции животного и растительного происхождения также регламентируется международно-правовыми нормами ЕАЭС и Таможенного союза.

Автор статьи – Орленко Василий Васильевич, кандидат юридических наук, доцент

Статья написана 27.01.2023

Записаться на консультацию
Нужна помощь юриста?

Заполните заявку ниже и мы свяжемся с вами в ближайшее время
Заявка успешно отправлена