129085, Москва, пр. Мира 101, стр.2, к.45

+7 495 142 15 75

Пн-Пт с 10:00 до 19:00

Количество индикаторов риска для внеплановых проверок меддеятельности увеличено с 5 до 23

Орленко Василий Васильевич

кандидат юридических наук, доцент

Содержание

В первый месяц лета, в то самое время, когда руководство клиник уже расслабилось и настроилось на отпуск, Минздрав подготовил пренеприятнейший сюрприз. 4 июня 2024 г. был издан Приказ № 289 н, расширяющий количество индикаторов риска нарушения качества и безопасности меддеятельности почти в 5 раз – с 5 до 23. 28 июня этот Приказ был зарегистрирован в Минюсте. И уже с июня этого года медицинским организациям, оказывающим медпомощь населению, придется иметь в виду все 23 индикатора риска. При этом Приказ распространяется как на государственные, так и на частные клиники.

Не буду долго рассказывать о том, что представляют собой индикаторы риска – об этом есть моя отдельная статья. Если кратко, то наличие у клиники хотя бы одного из индикаторов риска позволяет Росздравнадзору провести внеплановую проверку. Результатом такой проверки может стать штраф, приостановка действия лицензии или даже уголовное дело.

               Итак, давайте рассмотрим новые индикаторы:

Индикаторы № 6 и № 7. Повышение летальности (смертности) от заболеваний дыхательной или пищеварительной системы более чем на 2% по сравнению с предыдущим кварталом.

Проверки по этим индикаторам угрожают преимущественно медорганизациям, оказывающим медицинскую помощь в стационарных условиях. Вместе с тем индикатор достаточно неопределен и требует дополнительных толкований: например, можно ли относить туберкулез легких к заболеваниям дыхательной системы, можно ли относить вирусные гепатиты к заболеваниям пищеварительной системы и т.д.? Конечно, у нас есть МКБ, но в Приказе Минздрава № 289н о ней ничего не говорится.  А колебания летальности в 2% и более за квартал вполне типичны для туберкулезных диспансеров. Если принять точку зрения о том, что этот индикатор распространяется на легочный туберкулез – их просто замучают проверками. 

Индикаторы №8, №9, № 12.  Увеличение числа умерших беременных, родильниц, новорожденных первых 7 дней жизни, детей в возрасте до 1 года более чем на 1% за год.

Здесь в целом всё понятно. Нововведения направлены на снижение материнской и младенческой смертности. В то же время введение таких критериев может отпугнуть многие частные клиники от оказания услуг по акушерству и неонатологии. Ведь 1%  –   это очень мало, вполне возможны случайные колебания, за которые клиники будут наказывать проверками. Кроме того, не могу не отметить, что в более выгодном положении окажутся те медицинские организации, у которых изначально, на момент издания приказа, высокая материнская или детская смертность.

Чтобы было понятней, приведу пример. Возьмем 2 роддома: в одном в первый год умерло 50 беременных, а в следующем году – 48. Цифры огромные, но роддом никто не проверяет, так как в процентах смертность снизилась на 4%. Во втором роддоме в первый год умерла всего 1 беременная, а в следующем – 2. Исходя из индикаторов всех собак спустят именно на второй роддом, так как смертность увеличилась на 100%. А то, что 2 умерших – это всё же меньше, чем 48, индикаторами не учитывается.

Индикатор № 10.  Указание в заявлении на лицензирование (перелицензирование, долицензирование) медизделий, числящихся в том же самом году на балансе другой медорганизации.

Для применения этого индикатора должно выполняться два условия:

Этот индикатор рассчитан на выявление частных клиник, с оснащением не соответствующим лицензионным требованиям. Не секрет, что некоторая медицинская техника (аппараты КТ, МРТ и т.д.) стоит очень дорого. Недобросовестная медицинская организация берет аппарат в аренду, проходит лицензирование, после чего договор аренды расторгается, а владелец аппарата сдает его в аренду другой организации (которой нужно пройти лицензирование). Таким образом один экземпляр оборудования может помочь пройти лицензирование сразу десятку медицинских организаций.  Теперь наличие признаков такой «фиктивной» медицинской техники может стать поводом для внеплановой проверки.

С другой стороны, введение этого индикатора практически не позволяет закупать бывшую в употреблении медицинскую технику из другого субъекта РФ.

Между тем, именно в связи с дороговизной медицинского оборудования, распространена практика, когда провинциальная клиника не имеет возможности заказать новое изделие у поставщика и покупает в Москве бывший в употреблении аппарат.  Прямого запрета на куплю-продажу государство, конечно, не вводит, но осуществляя такую сделку, следует понимать, что «в нагрузку» и продавец, и покупатель могут получить дополнительные внеплановые проверки.

Индикатор № 11.  Указание в заявлении на лицензирование (перелицензирование, долицензирование) адреса, по которому зарегистрирована другая медорганизация.

И снова индикатор направленный, преимущественно, на частные клиники. К сожалению, практика фиктивных адресов не ограничивается «резиновыми квартирами» или «юридическими адресами», по которым числятся сотни «офисов». Существуют случаи, когда помещение снимается исключительно для получения лицензии, а прием пациентов осуществляется в другом месте – не соответствующем санитарным и другим требованиям к медицинским услугам. Для крупных многопрофильных клиник такие махинации – это редкость.

Однако отдельные медицинские специалисты или даже небольшие медорганизации, работающие в сфере косметологии, психотерапии, массажа, рефлексотерапии, остеопатии и т.д. иногда действительно используют во время лицензирования фиктивные адреса.

Введение Минздравом данного индикатора я считаю правильным. Одновременно хочу еще раз обратить внимание медорганизаций, занимающих только часть здания – в официальных документах вы должны указывать номера помещений (комнат), принадлежащих вам, а не только адрес здания. Иначе, если в этом же здании (в другом крыле, этажом выше и т.д.) решит зарегистрироваться еще одна медорганизация, Росздравнадзор сможет прийти к вам с внеплановой проверкой, заподозрив, что вы используете фиктивный адрес.

Индикаторы № 13 и № 14. Осуществление приемки или вывода из оборота лекарственного препарата «Мифепристон» медорганизацией, не имеющей лицензии на искусственное прерывание беременности.

Введение данного индикатора коррелируется с демографической политикой государства и призвано предотвратить проведение медицинских абортов клиниками, не имеющими на это лицензии.

Обращаю внимание, что индикатор риска сработает даже в том случае, если «Мифепристон» был закуплен для использования по показаниям: например, для стимулирования родовой деятельности или лечения лейомиомы матки. Всё равно основания для внеплановой проверки будут.

Поэтому, в качестве медицинского юриста, я рекомендую всем медицинским организациям, имеющим лицензию на обычную «акушерство и гинекологию» (но без лицензии на искусственное прерывания беременности), полностью отказаться от использования «Мифепристон». Родовую деятельность можно стимулировать и иными препаратами.

Продолжение следует

Автор статьи – Орленко Василий Васильевич, кандидат юридических наук, доцент

Статья написана 05.07.2024

Записаться на консультацию
Нужна помощь юриста?

Заполните заявку ниже и мы свяжемся с вами в ближайшее время
Заявка успешно отправлена