Содержание
- 1 Лекарства содержащие вещества, отнесённые к наркотическим или психотропным средствам.
- 2 Лекарства, содержащие алкоголь (этиловый спирт).
- 3 Препараты в инструкциях к которым прямо написано, что при их приеме необходимо воздержаться от управления транспортными средствами.
- 4 Препараты, в инструкции к которым указано, что они вызывают сонливость или снижение реакции.
- 5 Препараты в инструкции к которым указано, что они «могут вызываться сонливость» или с рекомендацией «соблюдать осторожность при вождении транспорта».
Пару недель назад в сети Телеграм появился ответ Минздрава на запрос депутата Госдумы Ярослава Нилова, о лекарствах, которые запрещено принимать водителям. Перечень с точки зрения обычного человека получился внушительный – 281 наименование.
Впрочем, спустя 2 дня появилось опровержение Минздрава, в котором Министр ответил, что присланная депутата таблица не является правовым актом, а представляет собой всего лишь выборку из инструкций к лекарствам. Тем не менее, такой ответ Министра не снимает главный вопрос – могут ли водители на свой риск употреблять препараты, входящие в таблицу? И рискуют ли они быть оштрафованными за прием таких препаратов?
Эти вопросы очень важны, особенно с учетом того, что таблица, составленная Минздравом, на самом деле не полная. Как юрист, занимающийся медицинским правом, могу сказать, что количество лекарственных препаратов, способных негативно повлиять на управление транспортным средством даже больше, чем 281.
Лекарственные препараты, после которых рекомендуется воздержаться от вождения, можно условно разделить на 5 групп:
Лекарства содержащие вещества, отнесённые к наркотическим или психотропным средствам.
Согласно части 1 статьи 12.8 КоАП административная ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения (штраф до 30 000 р. с лишением прав от 1,5 до 2 лет) наступает в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека. Обращаю особое внимание, что концентрация наркотических или психотропных средств не указана – ответственность будет наступать при обнаружение любых следов этих веществ.
Напоминаю, что в Перечень психотропных препаратов включен фенобарбитал, который входит в состав всенародно любимых валокордина и корвалола. А кодеин, входящий в состав некоторых обезболивающих, является наркотическим анальгетиком.
Поэтому, действительно, несколько капель валокордина или корвалола перед поездкой могут привести к лишению прав. К сожалению, эта статья будет применятся даже в том случае, если водитель принимал лекарства по назначению врача. Никаких исключений закон не признает. И да, я помню о Решении Верховного Суда от 19 октября 2023 г. № 14-АД23-6-К1, оправдавшего водителя, принявшего перед поездкой валокордин. Однако оно было вызвано устаревшей моделью тестера, в то время как факт противозаконности управления транспортным средством под воздействием валокордина судом опровергнут не был.
Лекарства, содержащие алкоголь (этиловый спирт).
В отличие от наркотиков и психотропных веществ, статья 12.8 КоАП указывает минимальный порог концентрации алкоголя в крови, ниже которого ответственность водителя не наступает. Для признания юридического факта алкогольного опьянения требуется концентрация абсолютного этилового спирта в 0,3 и более грамма на один литр крови.
Таким образом, несколько капель настойки лечебных трав или корешков на спирту не опасны для водителя – после них концентрация этилового спирта не должна превысить минимальные значения.
Однако во всем нужно знать меру. Пара рюмок «лечебного бальзама на спирту» создаст тот же эффект, что и крепкий алкоголь. То, что настойка принималась с медицинскими целями не может служить оправданием водителя. Состав статьи 12.8 КоАП предусматривает ответственность вне зависимости от мотивов употребления этилового спирта. Закон един – и в том случае, когда настойка была продегустирована с гастрономическими целями, и в том случае, когда она была принята во внутрь с целью лечения.
Препараты в инструкциях к которым прямо написано, что при их приеме необходимо воздержаться от управления транспортными средствами.
К таким препаратам относятся атропин, ипидакрин и т.д. Несмотря на то, что в инструкциях к этим лекарственным средствам прямо указано, что вождение автомобиля после их приема запрещено, автоматического штрафа не будет. В конце концов в российской правовой системе не предусмотрена ответственность за невыполнение указаний врача или самостоятельный прием лекарства вопреки инструкции.
Вместе с тем, прием этих препаратов осложняет положение водителя в случае ДТП.
В соответствии с п.2.7 Правил дорожного Движения РФ, водителю запрещается управлять транспортным средством под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
Таким образом, при расследовании ДТП, водитель, принимавший такие препараты, заведомо окажется нарушителем Правил дорожного движения. Последствия понятны – начиная от отказа в страховом возмещении и заканчивая юридической ответственностью.
Конечно, в отличие от наркотиков и алкоголя факт приема противопоказанных лекарственных средств доказать намного сложнее (нужно не просто провести анализы, а знать, что именно искать). Однако в случае масштабных ДТП (особенно с нанесением вреда здоровью) расследование будет проводиться серьезно и факт приема лекарств, после которых запрещено садиться за руль, вполне может быть доказан.
Препараты, в инструкции к которым указано, что они вызывают сонливость или снижение реакции.
В инструкциях к ряду препаратов указано, что они вызывают сонливость или ухудшение реакции. Это преимущественно антигистаминные (противоаллергические) препараты, хотя одними ними эта категория не ограничивается – сюда же можно включить мелатонин и некоторые другие средства.
Говоря о них, следует еще раз процитировать правила Дорожного движения: «запрещено управлять транспортом под воздействием препаратов, ухудшающих реакцию и внимание».
Соответственно, даже если в инструкции к лекарственному средству ничего не сказано о запрете управления транспортом, но указано, что оно вызывает ухудшение реакции или сонливость – вождение после приема таких препаратов строго запрещено.
Последствия нарушения запрета в этом случае такие же, как и с препаратами категории III: автоматического штрафа не будет, но в случае ДТП водитель будет признан нарушителем Правил дорожного движения со всеми негативными последствиями этого.
Препараты в инструкции к которым указано, что они «могут вызываться сонливость» или с рекомендацией «соблюдать осторожность при вождении транспорта».
Обсуждая эти лекарственные средства следует обратить внимание на то, что последствия их приема в виде сонливости или ухудшения реакции носят вероятностный характер. То есть они могут наступить, а могу и не наступить. Процент побочных реакций различается в зависимости от конкретного наименования лекарства, однако он не настолько велик, чтобы инструкция категорически запрещала вождение под его воздействием. А запреты из Правил Дорожного движения применимы лишь к тем препаратам, которые вызывают сонливость и ухудшение реакции в качестве обычного закономерного эффекта, а не в случае редкого побочного явления. Это тоже не наш случай.
Таким образом, я полагаю, что вождение после приема таких препаратов не рекомендуется, но законодательства не нарушает. Если всё же водитель принял решение сесть за руль, то он должен постоянно внимательно следить за своим состоянием. В случае если водитель заметит какие-либо необычные симптомы, в том числе сонливость, он обязан немедленно остановить транспортное средство.
Если же водитель решил проигнорировать признаки начала побочных явлений, то он совершает грубую неосторожность. При ДТП даже если такой водитель будет иметь статус потерпевшего, к нему могут быть применены п. 1 ст. 1079 и п. 2 ст. 1083 Гражданского кодекса РФ, согласно которым при грубой неосторожности потерпевшего размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано.
В завершение статьи хочу дать совет: если вы принимаете препараты, относящиеся к 1, 3 или 4 категории из описанных мною выше – откажитесь от вождения за рулем. Во-первых, это однозначно незаконно, во-вторых, запреты по отношению к этим препаратам возникли не на пустом месте. Они действительны влияют на процесс вождения и действительно могут спровоцировать ДТП, в котором могут пострадать совершенно непричастные люди. В случае же приема препаратов 2 или 5 категории, если поездку за рулем невозможно перенести, постарайтесь сохранять самоконтроль и постоянно следить за своим состоянием. Если появился хотя бы малейший намек на сонливость – прекращайте поездку, ждите пока воздействие препаратов прекратится (даже если придется подождать несколько часов) и только потом продолжайте движение.
В завершение желаю всем читателям не болеть и не вставать перед выбором «пропустить прием лекарства или отменить поездку». Надеюсь, что моя статья окажется для вас лишь теорией и не пригодится на практике.
Автор статьи – Орленко Василий Васильевич, кандидат юридических наук, доцент
Статья написана 31.05.2024